|
Известные
мастера и педагоги оригами (главная)
|
|
||||||||
|
Известные
мастера и педагоги оригами
|
|
||||||||
|
Русскоговорящий,
русскодумающий
и русскопонимающий
мир (зачастую его сложно «привязать» к существующим государственным границам,
даже если речь идёт об Украине, не говоря уже о Прибалтике) |
|
||||||||
|
|
Толстой Лев Николаевич
[1828-1910] – русский офицер, писатель, общественный деятель. Не только сам складывал отдельные
поделки (например, журавлика, именуемого им петушком) и учил этому при случае
своих знакомых, но и подробно обсудил общественную значимость и полезность
различных бытующих в народе подходов к занятию (и особенно знакомству) с
искусством на примере сравнения деятельного складывания и обычного
разглядывания картин на выставках в своей статье «Что
такое искусство». Первым известным мне упоминанием этой
статьи с точки зрения истории оригами является эссе Виктора Бескровных «Оригами в поисках смысла» (к I конф.
«Оригами
и педагогика» в СПб,
После издания этого эссе в М.М.Литвинов с С.Маминым («Лев Толстой и оригами» № 5 (1-97)) и С.В.Опаричева («Сто лет российскому оригами» - в
трудах VII Сибирской конференции
«Оригами в учебном процессе»). |
|
|||||||
|
|
Бескровных Виктор (Россия-Германия) – о
его биографии известно крайне мало.
Закончил один из российских университетов (в доперестроечном понимании этого
слова) и одно время был аспирантом по специальности, связанной с
психофизиологией. Уже в это время был знаком с оригами. Много лет увлекался
йогой и основательно изучил ряд философских систем Востока. К середине 1990-х
годов жил в Германии, где подрабатывал на жизнь в качестве фокусника. К I СПб.
конференции подготовил удивительное по глубине и содержательности эссе «Оригами в поисках смысла», полностью изданное
в книге трудов этой конференции «Оригами
и педагогика» и кратко – в одном из номеров журнала и
«Сборнике лучших работ из бумаги». В №№ 3 и 4 за Издательство «Аким» выпустило
перекидной календарик с фотографиями оригами В.Бескровных, схемы ряда из
которых («Слонёнка» и др.) были также напечатаны в журнале. |
|
|||||||
|
Наши
современники |
|
||||||||
|
|
Афонькин Сергей
Юрьевич - биолог, к.б.н., совм. с супругой Еленой Юрьевной
основал в начале 1990-х Петербургский центр оригами, написал и издал в
различных издательствах, в основном в СПб., несколько десятков книжек и книг
по оригами. Основал и некоторое время пытался поддерживать малотиражную
газету по оригами в СПб. С С |
|
|||||||
|
|
Афонькина Елена Юрьевна – по первой специальности медик. Автор целого ряда
оригами, статей по его преподаванию и на сопутствующие темы. Совместно с
С.Ю.Афонькиным подготовила много книг и других пособий по оригами, включая
видеокассету «Зоопарк оригами» (1997) и DVD «Оригами от А до Я» (2007), всемерно
участвовала в подготовке и проведении Всероссийской пед. конф. «Оригами и
педагогика» и др. мероприятий. Познакомила С.Ю. с оригами. |
|
|||||||
|
|
Безруких
Елена (г. Енисейск
Краснояр. кр.). – Окончила
художественно-графическое отделение педагогического училища. Начинала
работать учителем рисования и черчения в школе, потом перебралась на станцию
Юных техников. Заканчивая заочное обучение в Омском пединституте, решила в
качестве диплома взять тему "Оригами". «Все игрушки, появляющиеся в умелых руках
Лены, получаются весёлые и добрые, напоминающие этими качествами своего
создателя.» (С.Ю.Афонькин). |
|
|||||||
|
|
Белим Светлана
Николаевна (г. Омск) –
учитель математики, выпускница ОмГПИ (ныне ун-та), одна из основательниц
(совм. с ОмГУ и гимн. Внесла большой вклад в создание и
проведение ныне международных Сибирских
конференций «Оригами в учебном процессе», Дистанционных олимпиад по оригами, Сибирского фестиваля «Волшебный мир оригами России»
и многих иных больших и малых мероприятий. |
|
|||||||
|
|
Белых
Алла Гавриловна
(г. Ломоносов Ленингр. обл.) – на Многие из читателей журнала в |
|
|||||||
|
|
Богатова
Ирина Владимировна (Москва) – руководитель кружка «Оригами» в ДДТ «Северное Гольяново». Хорошо
рисует. Выполненные с большим вкусом и мастерством её цветочные построения и
собственные авторские работы уже не первое десятилетие неизменно привлекают
внимание посетителей выставок оригами в Москве, фото её работ почти столько
же времени украшают страницы Московского клуба оригами, а вот первая книга
«Оригами» у неё вышла совсем недавно – в |
|
|||||||
|
|
Василенко
Наталья (Свердловск – Алма-Ата - СПб.) - наиболее известна своими открытками с
использованием оригами. |
|
|||||||
|
|
Власова
Светлана (СПб.) – педагог,
участник ряда конференций по оригами в СПб. «Нам
всегда казалось, что русское народное плетение из бересты и японское оригами
чем-то немного похожи друг на друга…» |
|
|||||||
|
|
Генко Юлия (г. Шадринск Курганской обл.) – воспитатель д/с. Ю.Генко. «Можно ли научить трёхлетних детей оригами?» |
|
|||||||
|
|
Гладких Наталья
Геннадьевна (Ростов-на-Дону). Мастер оригами ( |
|
|||||||
|
|
Гончар
Валентина Васильевна (г.
Москва) – архитектор, после выхода на пенсию приглашена вести бумажное
моделирование в школу Начиная с Участник российских и международных
педагогических конференций, выставок и фестивалей по оригами в СПб., Омске,
Москве, Киеве, Барселоне и др. городах, а также ряда местных мероприятий в
своём городе и округе по соотв. направлениям. Имеются труды с высокой готовностью к
печати и/или другим видам издания (CD/DVD), в т.ч. ранее не издававшиеся. |
|
|||||||
|
|
Дороговы
Елизавета Юрьевна (на фото) и её отец Юрий Иванович из Поволжья подготовили
уже более 8 книг и брошюр по оригами, увидевших свет в ярославском
издательстве «Академия
развития». Наиболее
известными из них являются: Секреты
оригами для дошкольников ( Оригами
шаг за шагом ( (эти книги уже выдержали несколько изданий). Елизавета хорошо владеет несколькими иностранными
языками и ныне продолжает совершенствоваться в этом направлении в Германии. Дороговы пишут не только книги по оригами, но и
уже несколько лет ведут страничку в сети,
где можно подробнее узнать про их книги и оригами в целом, а в |
|
|||||||
|
|
Еремеев Александр (г. Курск) – сообщил об
учреждении центра оригами в своём городе и выступил один раз в журнале со
статьёй на темы японского мировосприятия. Участвовал в некоторых конференциях
«Оригами и педагогика» в СПб. |
|
|||||||
|
|
Капитонова Ирина
Валерьевна (г. Чебоксары) – преп. математики в ВУЗе. Вела раздел «Оригами и
геометрия» в журнале «Оригами», участвовала в ряде педагогических конференций
по оригами в СПб. и в Омске. Автор книги: Афонькин С.Ю., Капитонова И.В. «Оригами и геометрия».
Чебоксары, ЧГУ, 1993. - 28 с. Статья Капитонова И.В. «Ори-геометрия для малышей» (№ 3 (7) –
|
|
|||||||
|
|
Кожина
Любовь Николаевна (СПб.) – инженер, в С 1993
года усилиями и стараниями Любови Николаевны в Центре преподаётся ещё и
оригами. Утром у неё занимаются дошколята, а после обеда приходят школьники. Известна
не только своими композициями, но и является автором новой кусудамы и др.
оригами. Одна
из тех способных преподавательниц, работы которых могли бы украсить издания
по оригами с самыми высокими требованиями к качеству моделей, только вот
сборники работ разных авторов (кроме супругов и т.п.) издательства по разным
причинам выпускать не очень любят, тем более, если надо пригласить не
двух-трёх, а десятки авторов и ещё согласовать их произведения в одном ключе,
хотя бы в пределах одного раздела. А для того, чтобы предварительно
опробовать эти работы, получить на них читательские отклики и выпустить с их учётом
Сборники лучших работ, нужен отраслевой журнал и конференции с достаточно
качественным изданием новых схем, защищённым авторским правом и
сопровождающими выставками, фестивалями и т.п. – умеренно короткими очными и
постоянно действующими сетевыми. Государственные
чиновники вспомнят об общественной
выгодности этого занятия, разве что если найдут в себе смелость и силу
трезво представить истинные потребности народов и государства в подготовке
каждого конкретного человека к востребованной для него трудовой деятельности,
и определить соответствующие предпочтения на четверть и более века вперёд. |
|
|||||||
|
|
Коротеев Игорь
Александрович (Москва) - автор книги "Оригами для малышей", М.,
"Просвещение", Статья
Коротеев И.А. «Навыки
мастерства» (№ 3(7) –
|
|
|||||||
|
|
Круглова Ирина
Алексеевна (г.
Омск) – к.п.н., доц. каф. методики
преподавания математики Омского государственного университета им.
Ф.М.Достоевского. Постоянный деятельный представитель ОмГУ в большинстве
мероприятий Омского центра оригами, прежде всего в подготовке и проведении
Сибирских конференций «Оригами
в учебном процессе» и издании их трудов при участии
университета, проведении Дистанционных олимпиад по оригами, Фестиваля. Ведёт курсы оригами по выбору для
интересующихся этим студентов ОмГУ, занятия в летних школах с учащимися, в
т.ч. гуманитарного направления. |
|
|||||||
|
|
Кудимова
Зинаида Александровна (г. Великий Новгород) |
|
|||||||
|
|
Лежнёва Людмила Владимировна (СПб.) - филолог-русист, преподаватель этнографии и
оригами в д/с № 15 Красногвардейского р-на С.-Петербурга (на В 1992 году закончила
кафедру русской литературы Петербургского университета
и сейчас работает с малышами, используя оригами. Соавтор пользовавшейся успехом книги «Легенды
о цветах». Переиздана совм. с КК Терра в составе лучших
приложений к ж-лу «Оригами» в сборнике «Легенды о звёздах и цветах». Одна из тех способных и умелых преподавательниц, которые в отношении
поиска возможностей издания новых работ в силу ряда обстоятельств находятся
скорее в состоянии деятельного ожидания. |
|
|||||||
|
|
Лукьянов Андрей (АР Крым) – профессиональный разработчик сетевых
страниц. Создал и постоянно совершенствует страницу «LoveOrigami», главными моделями на которой были и остаются разнообразные сердечки
оригами, как ссылки на найденные автором в сети, так и изобретённые им сами.
Участник целого ряда западных конференций по оригами. В Выступил с начинанием готовить и
издавать (первоначально в эльвиде) электронные сборники работ по оригами авторов
разных стран, что уже несколько раз и осуществил. |
|
|||||||
|
|
Михалкинский Владимир (Ставропольский
кр.). Чаще Владимир работает с длинными
полосами бумаги, сплетая из них совершенно невероятные геометрические
конструкции. О существовании таких работ до последнего времени никто не
подозревал. Не случайно работами Володи заинтересовались математики и
геометры. Статьи – «Головоломки
Михалкинского», |
|
|||||||
|
|
Мухаметшин Файруз Билалович (г. Агидель, Татария). В |
|
|||||||
|
|
Опаричева Светлана Вилениновна (г. Москва) – к.т.н., мастер, преподаватель и
методист оригами. Наибольшую известность из её моделей получил её вариант
розы известного японского мастера Кунихико Касахары, опубликованный в статье «Роза Опаричевой» в
журнале и на странице Московского клуба оригами (www.origami.ru). Учредила и много лет ведёт курсы по оригами в городском центре
повышения квалификации педагогов г. Москвы. Неоднократно участвовала в работе СПб.
конференции «Оригами
и педагогика» и Московской
методической конференции педагогов оригами, заочно – в
трудах Сибирской конференции «Оригами
в учебном процессе» и Киевской
межд. выставке оригами. |
|
|||||||
|
|
Осадчук Лариса
Анатольевна (г. Киев). Мастер,
учитель, один из руководителей и основателей (совместно с сотрудницами)
Киевского клуба оригами (27 авг. |
|
|||||||
|
|
Осеева Зинаида Петровна (Свердловская обл.).
Педагог. Неоднократный
автор новых моделей в журнале «Оригами». Участница III Всероссийской
конференции по оригами в СПб. |
|
|||||||
|
|
Простякова Надежда
Анатольевна (г. Москва) – учитель в
школе. Автор (совм. с С.Ю.Афонькиным) схем складывания всех действующих лиц
известной русской народной сказки «Репка» - одной из 2-х сказок,
обнародованных в книге «Русские народные сказки»
- приложении к журналу «Оригами». |
|
|||||||
|
|
Пудова
Валентина Петровна (СПб.) –
на См. также статьи «Мак» (№ 1 (5)- 1997) и «Оригами в начальной школе» (№
2-1996). |
|
|||||||
|
|
Садилова
Любовь Александровна (Москва) – воспитатель детской логопедической группы в ДОУ № 582. Разработала и
деятельно применяет систему приёмов освоения свойств бумаги для дошкольников
на основе игрушек из жатой бумаги, после чего знакомство и освоение оригами в
этом возрасте идёт заметно более успешно. Делала сообщение и проводила
мастер-классы по своим разработкам на конференции «Оригами и педагогика» в
СПб. и на методической конференции педагогов оригами в Москве. В конце |
|
|||||||
|
|
Селезнёва Елена Владимировна (СПб.) - в 1982 году окончила в Петербурге пятое педагогическое училище и начала
работать в детском саду воспитателем. Заочно изучила оригами. В |
|
|||||||
|
|
Сержантова
Татьяна Борисовна (г.
Саратов) – основное образование – музыкальное. Оригами осваивала
самостоятельно. По совету Владимира Чернова, жившего там же и выпустившего
незадолго до этого за свой счёт пару тонких книг по оригами, во время
предложила к печати в московское издательство «Айрис» свою подборку из
примерно 180 оригами, в основном классических, изданную под названием «365
моделей оригами». После этого издала ещё 7 книг по
оригами в том же издательстве и продолжает трудиться в данном направлении. Страница
мастера в сети. Автор
В. Сержантов. |
|
|||||||
|
|
Смирнова
Ирина (г. Москва) –
выпускница художественно-графического факультета Московского педагогического
государственного университета, вела кружок по оригами в Кунцево, изобрела
ряд оригами, некоторые из которых уже успела издать в подборке новых работ,
выпущенной Британским Обществом Оригами. Статьи: И.С.Смирнова «Методика
работы в кружке». |
|
|||||||
|
|
Соколова
Светлана Витальевна (СПб.) –
мастер и руководитель занятий по оригами. Наиболее известна своими книгами по
оригами, изданными в ряде издательств СПб. и Москвы. Особенностью многих работ Светланы
Витальевны, особенно в первых изданных ею книгах, является их выраженная
направленность на использование в обучении оригами для детей самого младшего
(дошкольного) возраста с учётом известных его особенностей – как правило,
очень сильная ограниченность в сложности и трудоёмкости предлагаемых поделок,
во многом восполняемая сильным воображением учащихся. |
|
|||||||
|
|
Фридрих
Евгений Александрович (Сибирь, разные города) – первое время весьма удачно проявлял себя как в
создании новых оригами, так и в его преподавании. Статьи: «Студия оригами в Томске», «Евгений
Фридрих». Последующие действия и «исчезновение»
Е. Фридриха, связанные >> |
|
|||||||
|
|
Хлямова Татьяна
Владимировна (СПб.) – мастер оригами и знаток японских обычаев. В
первых трёх номерах журнала печатались её интересные и содержательные статьи по японским обычаям, в т.ч.
связанным с оригами, но потом её отношения с журналом почему-то не сложились.
В |
|
|||||||
|
|
Цуканова Валентина
Сергеевна (СПб) – воспитатель
дошкольного учреждения. Статья В.С.Цуканова «Складывание
и логопедия» (№ 3 - 1996). |
|
|||||||
|
|
Чернов
Владимир Петрович (Саратов-Зеленоград) – редкое сочетание способностей складывания и
изобретения новых сложных оригами с талантом их вдохновенного театрализованного
представления, что хорошо ощущается зрителями всех возрастов. Для
представлений разработал целую подборку кукол-оригами, управляемых известным
в кукольном театре способом – верёвочками от концов перекрещенных палочек. |
|
|||||||
|
|
Шумаковы
Юрий Владимирович и Екатерина Рудольфовна (Ростов-на-Дону).
Закончили Ростовский ГУ по спец. психология. Мастера оригами. Первыми в
России создали на профессиональном уровне страницу по оригами, получившую и
сохраняющую международное признание, первыми - выпустили полноцветную книгу
по оригами «Оригами
– чудеса из бумаги» ( В качестве приложения к журналу была
выпущена их книга «Полезные
предметы и украшения для письменного стола». Ныне продолжают сопровождать и
совершенствовать свою сетевую страницу “OriLand” («Страна оригами») и подготовку очередных DVD по
оригами, выпускаемых за рубежом на английском языке. |
|
|||||||
|
||||||||||
|
Николай Григорьевич Ярёменко с супругой |
Ярёменко
Николай Григорьевич (Украина, г. Полтава) – мастер и преподаватель оригами, основные интересы
и многочисленные яркие достижения в оригами связаны, прежде всего, с
модульным оригами. Свои модели складывает не только из бумаги, но и из
пластика. Постоянный и деятельный участник многих наиболее значимых
международных выставок и семинаров по оригами, проходивших на Украине и,
ранее, ряда конференций «Оригами и педагогика» в СПб. Познакомился с оригами,
заинтересовавшись во время прогулки по СПб. рождественской ёлкой, украшенной
оригами по начинанию С.Ю.Афонькина, и разыскав вскоре зачинщика этого дела с
целью получения разъяснений как это можно воспроизвести самому. Было это в
начале 1990-х. |
|
|||||||
|
Известные
мастера и педагоги оригами (главная)
|
|
||||||||