|
Оригами № 1 (5) 1997
|
|
|||
|
Семейная витрина. Бумажные птички, сделанные
Л. Н. Толстым для детей В.Д. Поленова. |
Оригами для педагогов Толстой и оригами Толстой и оригами. Как странно это звучит! Японское искусство оригами, о котором по существу в России узнали всего несколько лет назад, да и то в кругу любителей энтузиастов. И Толстой, оценивающий это искусство ровно сто лет назад... Недалеко от Тулы сохранилась усадьба известного русского
художника Василия Поленова. Теперь это музей. А в этом музее под стеклом хранятся несколько бумажных птичек. Как они туда попали? |
|
||
|
Сто лет назад семья Поленовых ехала на поезде в Москву. Случайно, в этом же вагоне оказался Лев Николаевич Толстой. Вот как эту встречу описал в тот же день десятилетний сын художника Дмитрий Поленов [1]: «…это был Лев Николаевич и Марья Львовна.
Он [Толстой] сказал: «Какая весёлая компания!». Тогда мама сказала: «Граф,
отец этих детей знаком Вам». Он спросил: «Кто же?». Мама сказала: «Поленов».
Он сказал: «Очень рад. Я Вам покажу свой талант». Он взял бумагу и стал
делать что-то. Он сделал птицу, которую дёргают за хвост и она машет
крыльями...». В том же 1896 году Толстой в своей очень известной статье «Что такое искусство» неожиданно обращается к искусству оригами (термин оригами в то время ещё не получил у нас распространения)[2]. «Нынешней зимой одна дама научила меня
делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков,
которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от
Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда
все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга
развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как
похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души
радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это
передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть
настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное
новое произведение в области бумажных петушков (cocottes), которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и
музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что
это произошло от того, что петушки не важны, а поэмы и симфонии важны. А я
думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и
картины ни на что не были нужны. Если так долго не было ничего в области
петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать поэму,
картину, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка. И как ни странно это сказать, произведение
такого петушка есть хорошее искусство. То же напряжённое состояние с
разными воспоминаниями о суждениях других людей, которое испытывают люди,
сидя на диванчике перед Сикстинской мадонной, не имеет ничего общего с
эстетическим чувством». Основные идеи этой статьи звучат весьма парадоксально. Толстой бросает вызов всей концепции понятия «искусство», обличает искусство Шекспира, Вагнера, искусство сцены... И он противопоставляет им скромное рукодельное искусство складывания «птичек из бумаги». И это при том, что для него это искусство, по-видимому, ограничивалось лишь птичками — японскими журавликами. Для нас здесь существенно не это противопоставление и не его общие парадоксальные размышления по поводу искусства. Удивительна его интуиция, способность взглянуть на оригами как на настоящее искусство. И, что особенно важно, предвосхитить его роль и значение для воспитания и развития ребёнка. Как жаль, что на эти его слова тогда никто всерьёз не обратил внимания. Ещё один пример «опережающей роли» великих мыслителей в борьбе идей. М. ЛИТВИНОВ, С. МАМИН. 1. Ф.Д. Поленов. «У подножия радуги». Москва, 1987г. 2. Это отрывок из первой редакции статьи «Что такое искусство». (Л. Толстой, ПСС, т. 30, Москва, |
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|