|
Оригами № 5 (9)
1997
|
|
||
|
Оригами и активность мозга |
|
||
|
Екатерина
и Юрий Шумаковы |
|
||
|
Тема, вынесенная в заголовок, пока ещё
мало изучена. Наши соотечественники Екатерина
и Юрий Шумаковы скорее всего являются первыми, кто на профессиональном уровне занялся
глубоким изучением этой задачи. На
эту тему ими был сделан доклад на международной научной конференции психологов и медиков,
проходившей в Ростове-на-Дону.
Текст сообщения, подготовленный для участников Второй Всероссийской конференции «Оригами и педагогика», мы обнародуем полностью. |
|
||
|
Способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в
развитии интеллектуальных способностей. Проекция кистей рук широко представлена в
двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и
намного больше, например, проекции спины или ног (а площадь проекций пропорциональна
сложности управления соответствующими мышцами). Известно также, что правая половина нашего тела
управляется левым полушарием головного мозга, а левая половина — правым полушарием. Оригами — это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки.
В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и
левого, и правого полушария мозга. Таким образом, активная
работа рук, наряду с работой интеллекта создаёт очень
интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского
мозга и минимальное доминирование одного полушария над
другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии
взаимодействия полушарий. Мы считаем, что занятия оригами помогут ребёнку развиваться, более полно
используя ресурсы своей психики. Исходя из того,
что в работе с бумагой активно участвуют обе руки, можно предположить, что оба полушария будут более
активны, чем при работе одной рукой, и что такая деятельность будет способствовать раскрытию возможностей
правого и левого полушария, гибкому взаимодействию полушарий в работе целого мозга, и, следовательно,
повышению психических способностей. Для того чтобы проверить эту гипотезу, мы проводили исследования в течение трёх лет при
взаимодействии с факультетом психологии Ростовского-на-Дону государственного университета. В исследовании участвовало
95 человек: 19 учащихся 2-го класса школы-интерната №28;
16 детей, проходивших лечение в сурдологопедическом отделении Детской областной больницы; 40 учащихся 1-го и 3-го классов классического лицея № 1 при РГУ; и 20 педагогов дополнительного образования Городского центра технического творчества. Результаты исследования учащихся школы-интерната, с которыми проводились занятия оригами в течение
учебного года (25 учебных часов), показали, что эти занятия повышают активность
правого полушария головного мозга, а также способствуют
смещению асимметрии полушарии в противоположную сторону от исходной, что влечёт за собой
уравновешивание работы обоих полушарий. Такая активность мозга повлияла на
психические функции. Стабилизировалось
психоэмоциональное состояние на уровне выше среднего
оптимального (хорошее настроение, высокая работоспособность и т.д.). После специально проведённых упражнений, направленных на развитие творческих умений в оригами и после придумывания детьми собственных
фигурок, возросли скорость, гибкость
и, что особенно важно, оригинальность
мышления. С детьми из сурдологопедического
отделения занятия оригами
проводились ежедневно в течение
трёх недель (45 учебных часов). В
результате было замечено, что в
процессе занятия оригами у детей наблюдался стабильный рост активности как правого, так и левого полушария, снижение тревожности, повышение уровня психоэмоционального состояния. Им оригами помогло адаптироваться к больничным условиям. А в игровой комнате отделения была устроена выставка из собранных ими моделей.
После недельного курса оригами (25
учебных часов), проведённого с
учащимися 1-го и 3-го классов лицея,
у них возрос коэффициент интеллекта
(IQ) в среднем на 14 пунктов (13 — у
первоклассников, 15 — у третьеклассников). Также в процессе
занятий росла активность правого и левого полушарий, повышалось психоэмоциональное
состояние, активизировалось творческое мышление (возросли скорость, гибкость и оригинальность
мышления). Улучшился глазомер. В процессе двухдневного семинара (14 учебных
часов) по оригами с педагогами дополнительного образования, у них повысилась активность правого
полушария и возрос уровень психоэмоционального состояния. Суммируя
полученные результаты, можно сделать
вывод о том, что занятия оригами
влияют на психическое состояние
человека следующим образом: 1.
Повышается
активность правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивается работа обоих полушарий. 2. Повышается
уровень интеллекта (комплекс таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышлёность, логичность). 3. Активизируется творческое мышление: растёт скорость, гибкость и оригинальность. 4. Повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние. 5. Снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям, 6. Улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых
моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами). 7.
Улучшается глазомер. Юрий
Викторович и Екатерина Рудольфовна Шумаковы, оригамисты
и психологи из Ростова-на-Дону |
|
||
|
|
|||
|
|
|
|
|