|
Оригами № 2(28) 2001 |
|
|||
|
Обучение детей
3 - 5 лет бумагопластике
(Садилова Любовь Александровна, воспитатель логопедической группы ДОУ№
582, Москвы) |
|
|||
|
С первых же дней пребывания в логопедической
группе детского сада дети уже ясно понимают, что попали в другие
условия жизни. Для них самих, их родителей позади консультация
старшего логопеда поликлиники, психоневролога, отоларинголога,
терапевта и, как заключение - диагноз ФФН (фонетико-фонематическое
недоразвитие) или ОНР (общее недоразвитие речи). И как следствие
всего этого - ребёнку затруднительно обучиться говорить
правильно без помощи специалистов-логопедов, под вопрос становится
посещение в дальнейшем обыкновенной школы, трудности в общении со сверстниками,
изучение иностранного языка... |
Садилова
Л.А. |
|
||
|
Робкие и раздражительные, эмоциональные и тихие
дети, попавшие в детский сад (многие - первый раз в жизни), т. е. оторванные
на 10 - 12 часов каждый день от родителей и дома, они на
протяжении 2 лет будут ходить в логопедическую группу детского сада, где
каждый день (не считая выходных) специалисты-логопеды будут осуществлять
работу по обучению детей правильной речи, и подготовке их к школе. Большая
ответственность возлагается и на плечи родителей, которым
почти каждый день придётся заниматься с ребёнком, помогая ему закреплять
материал, данный логопедом. Когда встречаешься с новыми детьми, то всегда
чувствуешь на себе пристальные, изучающие взгляды: чаще недоверчивые,
но бывают и сердитые. Как важно в этот момент дать почувствовать
ребёнку, что ты его друг, что ты его любишь, потому что именно логопед и
воспитатели будут с утра до вечера на протяжении 2 лет
помогать ему овладевать правильной речью и готовить малыша к школьному
обучению. И вот тут-то на помощь мне приходит оригами. Не
перечислить всех достоинств оригами как природосообразного
средства поддержки естественного развития ребёнка. Одним из главных
таких достоинств оригами является то, что оно укрепляет у детей способность
работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая
моторика рук, точные движения пальцев, происходит тренировка глазомера. Связь
мелкой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями
Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. И.
Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили определённое соответствие
развитости движений пальцев развитию речи. У значительного большинства детей
с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются
неточностью или несогласованностью. Первое знакомство детей с оригами у меня
происходит очень просто: я сажусь за детский стол и раскладываю перед собой
разноцветные листки бумаги 12x12 см., затем начинаю складывать из
них кораблики, лебедей, уточек, зайцев, лягушек и т. п. Дети по своей натуре очень любознательны, и моя
деятельность никогда не остаётся незамеченной (это проверено на протяжении
многих лет работы). «А что вы
делаете? А это кто?» - спрашивают дети. А когда я отвечаю, что занимаюсь «волшебством», вокруг меня оказываются все
12 детей (списочный состав логопедической
группы). Мы вместе рассматриваем листочек бумаги. Как правило, я подбираю бумагу основных цветов:
красный, зелёный, жёлтый (даже этот момент
можно использовать в обучающих целях, т. е. повторить и закрепить названия
основных цветов). Из опыта работы
знаю, что для первого знакомства лучше всего делать игрушки, которые могут двигаться, например
«лягушку». Сначала мы с детьми уточняем,
что листочек, из которого я буду делать лягушку, нужно взять зелёного или
коричневого цвета квадратной формы. Начинаю складывать, попутно объясняя, что бумага - материал волшебный, но очень
непрочный: легко мнётся и рвётся, поэтому
работать с ним надо очень аккуратно. Продолжаю складывать «лягушку» и в процессе работы объясняю, где у лягушки
голова, где лапки, что она умеет делать
(квакать, прыгать, плавать), заодно рассказываю, какую пользу приносит лягушка, направляю внимание детей на бережное
отношение к ней. Завязывается
простой, непритязательный диалог между мной и детьми. Как дорог мне этот момент, дорог потому, что начинает создаваться
детский коллектив! Детей объединяет общий интерес, желание поделиться своими
знаниями и впечатлениями. И вот уже вспомнили, что лягушки живут в болоте
(заодно попрыгали как лягушки и «поквакали»), а ещё вспомнили русскую
народную сказку «Царевна-лягушка», коротко
поговорили о её содержании. Тем временем изготовление «лягушки» подходит
к концу. Мы все вместе рассматриваем получившуюся «лягушку». Делаю на
спинке «лягушки» складку и к великой радости детей «лягушка» прыгает по столу.
Тут же дарю её кому-нибудь из детей. «А мне? А мне?» раздаётся тут же. Делаю
ещё несколько «прыгающих лягушек». Опять дарю детям. «А что вы ещё умеете
делать?» - раздаётся вопрос. Коротко отвечаю «Многое умею!» И начинаю
складывать кораблики, уточек, лебедей и тут же раздаю детям фигурки из бумаги.
В группе возникает очень интересная игровая атмосфера: кто гудит, как
пароход, кто крякает, как уточка, кто прыгает и квакает, как лягушка и т. д.
Когда за детьми приходят родители, то малыши с радостью несут свои подарки и
рассказывают родителям, кого им подарили. А ещё звучит очень важный для меня
вопрос: «А вы нас завтра научите так же делать?» Заниматься с детьми складыванием из бумаги лучше
всего в свободное от занятий время, используя минуты, когда
трудно гулять из-за плохой погоды или вечером из-за темноты. Мне очень
понравилась книга Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка», в которой
удачно сочетается не только методика складывания бумаги методами оригами, но
и предложено много игровых ситуаций, которые повышают интерес детей к
процессу складывания. Неоднократно в своей работе я обращалась и к книгам С.
Ю. Афонькина (особенно «Игры и фокусы с бумагой», «Игрушки из бумаги») и
И. А. Коротеева «Оригами для малышей». Оригами обладает удивительной способностью
объединять людей - в Японии это издревле вылилось в ставший
народным обычай дарить друг другу бумажные фигурки с пожеланиями здоровья и
счастья. Такой обычай как-то сам собой обычно возникает и у нас. Дети очень бережно относятся к выполненным работам,
очень дорожат ими. Но, научившись делать поделки из бумаги, они охотно
делятся своими работами с окружающими. Очень приятно слышать,
когда ребёнок говорит, что этого лебедя он подарит маме или сестрёнке. Маленькой неуклюжей фигурке, сделанной одним
ребёнком, почти всегда бывает одиноко. Не у всех детей
дошкольного возраста достаточно умений, жизненного опыта и фантазии, чтобы
создать-сложить сюжет по своим фигуркам. Поэтому лучше объединять
отдельные фигурки в коллективные работы, объединённые одним общим сюжетом,
так как зрелищно такие работы значительно выигрывают. Обучив ребёнка начальным приёмам складывания из
бумаги, мне не раз приходилось наблюдать, как и родители с
увлечением начинали присоединяться к своим детям в изготовлении поделок из
бумаги. Это всегда меня очень радовало, потому что творчество
объединяет не только детей, но и семьи: маму и дочку, папу и сына, всю семью
вместе. А для этого у них у всех (дети + родители) должно быть общее дело. Так появилась наша выставка работ, где принимали
участие дети вместе с родителями. Детские работы, выполненные
на занятиях по оригами с помощью аппликации, объединялись
родителями в сюжетные картины. Названия для этих картин
придумывали сами дети. Так появились «Лебединое озеро», «Волшебное болото»,
«Пингвины в Антарктиде», «Белогривые лошадки»... Эта небольшая выставка
стала дипломантом окружного конкурса детских работ. Персонажи оригами нередко «оживают» и помогают
детям и на других, например, музыкальных занятиях. Шапочки,
застёжки костюмов, выполненные при помощи оригами, органично
вписываются в мир инсценировки и танца. Как быстро летит время! Как незаметно взрослеют
наши дети. Позади два года пребывания в логопедической группе ДОУ
№ 582. Многое будет знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но
такую притягательную школьную жизнь. Так пусть и в школе волшебное искусство
оригами продолжает делать своё доброе дело: помогает проявиться и
окрепнуть тем богатым творческим способностям детей, которыми одарила их
природа. |
|
|||
|
⇨: || |
||⇦: |
|
||
|
|
|
|
|
|