|
Оригами № 2, 1996
|
|
|||
|
Оригами
для педагогов Оригами и фольклор На
вопросы журнала отвечает филолог-русист,
преподаватель этнографии
и оригами в д/с № 15 Красногвардейского
р-на С.-Петербурга Людмила ЛЕЖНЁВА
|
|
|||
|
|
-
Вы окончили в 1992 году кафедру
русской литературы Петербургского университета
и сейчас работаете с малышами. Какова цель ваших занятий? *
Я
стремлюсь развить устную речь ребёнка, сделать её красивой, грамотной, научить ребят свободному общению. На своих занятиях вы используете приёмы оригами. Как
это происходит? Мы изучаем русские обряды и сказки, поём, играем, сочиняем истории, знакомимся с
персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами,
дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Часто, например, та или иная фигурка сочетается с загадкой, стихами,
прибауткой. |
|
||
|
*
Прибаутка! Что
это такое? *
Прибаутка похожа на маленькую
сказку в стихах. В ней изображается какое-либо событие, действие. Например: Лиса
по лесу ходила, Лиса
голосом вопила, Лиса
лычки драла, Лиса
лапотки плела. Если фигурка нетрудная, можно
попытаться сложить её вместе с ребятами. В процессе работы они и песенку выучат, и фигурку
освоят! Вот и другие примеры прибауток, которые можно найти в сборнике "Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1 Младенчество. Детство" (составитель В. Аникин и др. М.:
"Художественная литература", 1991). Синичка, синичка, Зайчишка - трусишка Воробью сестричка. По
полю бежал, Воробей - воришка В огород забежал, Залез
в амбарчишко - Морковку нашёл, - Клевать просо своим носом. Сидит, грызёт, Ай, кто-то идёт! Такие прибаутки тоже можно
проиллюстрировать оригамскими фигурками! У нас есть целый оригамский театр. На рейках висит
занавес, сплетённый в технике макраме. В него мы вставляем различные
персонажи фольклора, сложенные из бумаги. *
Их складывают сами ребята? *
Да, если им уже 5-6 лет. *
С ребятами какого возраста вы начинаете свои занятия? *
Начинать работать можно с трёхлетками. Маленькие ребята иногда боятся
листа бумаги - страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых
уроках с
трёхлетними детьми мы знакомимся со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной
форме. Например, я рассказываю такую
немудрёную сказку: "Жил-был квадратик бумаги. Пошёл он погулять и видит - лужа! Подошёл
поближе и вдруг - бух! - упал в неё.
Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось и спасём квадратик! Кто же придёт нам помогать спасать его? Может быть,
Лисичка?". Во время рассказа на
пол ставится тазик с водой, квадратик падает в "лужу". Появляется
фигурка Лисички, вместе с ней
ребята "спасают" квадрат - вытаскивают его, мокрого, вешают сушить... Нередко маленькие дети не
умеют правильно формировать линию сгиба - пришлёпывают, а не разглаживают складку.
Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приёмам тоже надо учиться! В
трёхлетнем возрасте даже точно
соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому мы начинаем занятия с самых простых действий.
Например, складываем Платочек (согнутый
по диагонали квадрат). Потом раскрашиваем и дарим его Зайчихе. *
В классическом оригами не принято красить изделия. Вы
это делаете. Почему? *
От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у
него возникает
желание заниматься дальше, продолжать занятия дома. Чистота
метода не должна заслонять цель. В начале своей педагогической практики я делала упор на знакомство с различными
базовыми формами. Теперь я
понимаю, что это не главное. Ребёнок должен получать радость от занятий,
радость от того, то у него всё получилось. После раскрашивания каждая
фигурка приобретает свой собственный
неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети
начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: "Здравствуй! Давай
дружить! Что мы будем делать?". Ребята проговаривают эти реплики, они
вступают в языковое общение друг с
другом и со своими работами. Значит, моя цель, как педагога-русиста, на данном этапе выполнена. Мне
остаётся только немного поправлять
их речь, подсказывать обороты и исправлять ошибки. |
|
|||
|
|
|
|||