|
Оригами № 6(20) 1999
|
|
|||
|
Оригами – дверь в мир
пространственных представлений Муниципальное
образовательное учреждение школа-сад № 79 «Тополёк» для детей с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и детским церебральным
параличом (ДЦП) создано Комитетом по образованию Новгорода в 1993 году.
Целью этого учреждения является осуществление учебно-воспитательного
процесса коррекционного характера в рамках дошкольного, начального общего
и дополнительного образования. |
Кудимова 3. А. |
|
||
|
За прошедшие годы в «Топольке» накоплен богатый опыт работы с детьми. Выпущено три класса, в большинстве случаев дети продолжают учебу в общеобразовательных школах. В настоящее время коллектив «Тополька» ведёт опытно-экспериментальную работу в рамках концепции развития учреждения, которая является частью проекта «Развитие системы адаптирующего образования». Цель этой работы — создание гуманистической системы медико-психолого-педагогической поддержки и заботы в условиях специального образовательного лечебного учреждения. В текущем учебном году у нас обучаются 52 школьника и 62 дошкольника. Из них 28 человек с диагнозом ДЦП, остальные с заболеваниями ОДА. Труд для них является не только терапией, способствующей улучшению двигательных возможностей, но и средством, успокаивающим перевозбуждённую нервную систему. Так как у большинства детей с ДЦП выражены астенические проявления, наблюдается инертность психики, замедленное включение в задание, трудность переключения, неустойчивое внимание и недостаточное запоминание, то занятия оригами на уроках труда обязательно проводятся в игровой форме, с использованием приёмов, активизирующих внимание детей, наблюдательность («Запомни эти фигуры и найди их среди других», «Что изменилось?», «Какая операция пропущена?», «Что было и что стало?» и т.д.). Показано также переключение на другие виды деятельности, поскольку утомляемость детей зачастую вызвана не самой деятельностью, а её однообразием. Поэтому я использую комплексный характер занятия с установлением межпредметных связей. Пример — занятие «Буква Л»: конструирование буквы, разбор слова по составу, загадка, подбор слов на букву «Л», изгибание и складывание бумаги в технике оригами и т.д. Содержание каждого урока делится на несколько частей, каждая из которых должна быть направлена на развитие той или иной функции, но вместе с тем предупреждать утомляемость и пресыщаемость у школьников. Например, первая часть направлена на коррекцию зрительно-пространственных нарушений. Вторая часть занятия — игры с квадратом бумаги, способствующие развитию моторики, коррекции нарушенных двигательных функций. Обязательно включаются физминутки во время занятий оригами. Затем я провожу непосредственную работу над изделием (пооперационный диктант или самостоятельная работа по инструкционным картам). В процессе складывания традиционно провожу игры на развитие речи — звукоподражание, устное комментирование действий при складывании фигурки, произношение скороговорок одновременно с пальчиковой гимнастикой, использование театральных приёмов (от лица героя дать оценку изделия, сделать подсказку). Оригами прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей: умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное (операцию, схему, ситуацию, чертёж), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции (крыло, раскрытый рот, парус, лодочка, лепесток цветка). В процессе обобщения накопленного опыта работы в технике оригами дети пытаются применять свои знания и навыки самостоятельно дома или в группе продлённого дня, побуждают родителей приобретать книги по оригами, чтобы самостоятельно продолжить занятия. Оригами позволяет развивать у детей с заболеваниями ДЦП и ОДА умение мыслить: находить сходство и различие, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. Одновременно на занятиях происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предметов. Во время урока «Путешествие улиточки Ульяны» дети не только складывают улитку, но и путешествуют с ней, попутно изучая свойства бумаги — сгибание, складывание, гофрирование. На занятии «В гостях у гномов» перед Новым годом дети расширяют свои знания об окружающем мире (узнают о книге Толкиена «Хоббит» и о том, как в разных странах дети встречают Новый год и Рождество), складывают рождественский сапожок для подарков. Мы постоянно сравниваем формы предметов в природе и оригами (цветка, листа, дерева, бабочки). В процессе занятий оригами идёт активное развитие мышечно-суставного чувства у детей, что играет важную роль в процессе обучения навыкам самообслуживания. Для более полного ознакомления ребёнка со свойствами предметов (формой, величиной) используется не только зрительное восприятие, но и осязание (ощупывание и показ рукой, обведением пальцем контура, поглаживание...). Существенную трудность во время занятий оригами с детьми, имеющими заболевания ДЦП и ОДА, представляют специфические дефекты их зрительного анализатора, обусловленные ранним поражением головного мозга (косоглазие, расстройство зрительно-моторной координации). Ориентировочно-поисковые движения глаз, переключение взора у таких детей замедлены, поэтому они нередко игнорируют одно из двух полей зрения, забывают о нём, как о больной руке. Поэтому постоянно на занятиях оригами я стремлюсь добиваться фиксации взора таких детей с помощью контроля за осанкой, положением их головы, туловища и конечностей, провожу игры с тренировкой плавного прослеживания взора в различных направлениях (цепочка из предметов, геометрических фигур, моделей оригами). Вначале провожу для детей тренировку в пространстве, закрепляя понятия о центре, середине, предлагаю назвать стороны листа бумаги, положив на лист обе руки, отрабатываю понятия «над», «под», «за», «сзади», «от себя» и другие. Эти понятия определяют пространственные соотношения предметов. При коррекционной работе я учитываю не столько возраст ребёнка, сколько уровень развития его пространственных представлений, действий с предметами, так как в раннем возрасте он был лишён манипулятивных действий, открывающих мир пространственных представлений. Оригами — своеобразная дверь в этот мир. Анализируя результаты своей работы на протяжении последних 4 лет, я пришла к выводу, что оригами — действенное средство коррекции всех основных процессов у детей с нарушениями ОДА и ДЦП. Зинаида Александровна КУДИМОВА, учитель Муниципального образовательного
учреждения школы-сада №79 «Тополёк» для детей с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, Великий Новгород |
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|||