|
Оригами №
2/3(30/31) 2002 |
|
||
|
Янг Дин
|
|
||
|
Молодого американца Янга Дина можно отнести к новому поколению оригамистов, для которых искусство бумажного складывания - это искусство с большой буквы. На меньшее они не согласны. Янг Дин буквально ваяет из бумаги. В подсвеченных приглушённым светом фигурах трудно заметить их бумажное происхождение. Они похожи на африканские тотемы или статуэтки из древних гробниц, от них веет суровой таинственностью и потусторонней энергетикой. Даже имя их создателя мало соотносится с образом молодого архитектора, проектирующего интерьеры фешенебельных офисов, но больше - с образом индийского йога-факира или сухопарого буддистского монаха. Как выяснилось, мы недалеко ушли от истины. Янг Дин верит в Будду Сидхартху, хотя, по его словам, настоящий буддист должен ходить в храмы чаще. Но там, где живёт наш герой, не строят пагод: Америка - не Вьетнам, где Янг родился и вырос. Странные случаи происходят порой в жизни: страна, которая отняла у человека детство, стала его второй родиной. Подобно многим, Янг Дин познакомился с оригами в детстве. Бумажные самолётики и лодочки складывали даже во время войны США против Южного Вьетнама. «Дежа вю» посетило его в Америке, когда он зашёл в книжный магазин и обнаружил там книгу по оригами, которую ему покупали родители 20 лет назад! Зима в тот год (1996) выдалась снежная и морозная. Отправленный в двухдневный отпуск и потому мучимый бездельем, Янг раскрыл приобретённую накануне книгу и стал складывать. Через несколько часов он взял все сложенные модели, разложил их на снегу и сфотографировал на память. Так состоялось возвращение Янга к оригами. А ведь можно сказать, что оригами возвратило его к себе! Впервые о нём заговорили после того, как он
представил постоянным посетителям
телеконференции Origami-L модель Брюса Ли, известного своими фильмами мастера восточных единоборств. Затем
последовала целая подборка под названием
«Мастера Дзен-буддизма». По словам Янга, для него не существует строгих правил в оригами. Оглядываясь на
современных классиков, таких, как Йошизава, Флодерер, Жуазел, Ля Фосс, он просто... играет
бумагой, складывает, повинуясь её голосу. При этом стремится, чтобы его
изделия были как можно проще. «Мне нравится складывать простые, но
выразительные поделки. А как насчёт света? Если смотреть на изделие,
освещённое под определённым углом, то мы можем увидеть совершенно иную
картину. Порой смотришь на поделку, которую только что сложил, и неожиданно
обнаруживаешь в ней какие-то новые черты, которые возникли сами
собой. Может быть, каждое изделие, как и каждое произведение искусства, живёт своей собственной жизнью?» Мокрое складывание - один из любимых приёмов Янга.
Ещё бы: ведь в основном он работает с
плотной бумагой, изготовленной вручную. На этой, казалось бы, хорошо
изученной стезе он стал первым, кто в качестве рабочего материала стал использовать... обычные столовые салфетки,
материал нежный и весьма ненадёжный. «Применяя мокрое складывание, -
рассказывает Янг, - для увлажнения листа
бумаги вместо распылителя я использовал мокрую салфетку, которую
после завершения работы обычно выбрасывал. Однажды во время обеда на работе я
проводил опыты с влажной салфеткой. На следующий день обнаружил, что она всё ещё лежит на моём столе, но
уже высохшая и принявшая удивительно
чарующий облик. Мне понравилось это! Я тут же взял новую салфетку и... так
получилась моя первая маска! Из салфетки! Затем я стал складывать из тонкой, сделанной вручную бумаги, которая после
смачивания под струёй воды и отжимания становилась похожей на тонкую
ткань. Единственная сложность - как сохранить
сложенные из такого нежного материала изделия». Евгений Фридрих,
Новокузнецк |
|
||
|
|
|
||