|
Оригами № 5(19) 1999
|
|
||
|
«Сложные» ученики на
уроках оригами Возможно, давнишние
читатели журнала оригами узнали на фотографии (с. 7) Сашу Афонькину. Её
работы нередко появлялись на его страницах. Недавно Александра вышла замуж и сменила фамилию, что, впрочем, не
сказалось на её приверженности искусству
складывания. Александра Сергеевна продолжает преподавать оригами и
одновременно набираться педагогических знаний и опыта. Почти все учителя, в том числе и начальных классов, сталкиваются в своей практике с так называемыми «трудными» или «сложными» учениками. Их просто выявить, занимаясь с первоклашками любым предметом. Оригами тут не исключение. И на этом вроде бы желанном буквально для всех учащихся уроке легко заметить ребят, которым не сидится на месте. Они постоянно ёрзают, крутятся, поворачиваются к учителю боком или спиной, могут даже встать со своего места и без разрешения подойти к соседней парте или вообще отправиться гулять по классу. Такого ученика так и хочется мысленно назвать «шилом». Другие могут вроде бы не обращать внимания на учителя. Взгляд их блуждает по сторонам, останавливаясь где угодно, только не на доске или на руках преподавателя во время его объяснений. «Он (она) словно меня не замечает» — часто жалуются на таких ребят педагоги их родителям. Наконец, третьи просто «засыпают» — не включаются в работу вовремя, не успевают в срок выполнить нужное действие и отстают в работе от соседей по партам. Ещё раз подчеркну: ребята всех трёх описанных категорий хотят заниматься оригами и стремятся к этому, но работать с ними неопытному учителю труднее, чем с остальными учениками. Как понять этих детей и найти к ним свой подход для успешной работы всего класса? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сказать несколько слов о главных руслах, по которым ребёнок получает основные сведения об окружающем мире. Их всего три. Визуальное (зрительное), аудиальное (слуховое) и
кинестетическое (тактильное, телесное). Пробуждены и разработаны они у детей
в разной степени. Визуалу легче всего поглощать новые сведения зрительно.
Такие ребята на уроках оригами чётко воспринимают все подробности
превращения листа бумаги в руках преподавателя в готовую поделку и чётко их
воспроизводят. Обычно они точно совмещают края и углы с серединой квадрата.
Визуалы легко сверяют свою поделку с поделкой преподавателя. С другой стороны,
визуалам порой бывает несколько труднее воспринимать чисто словесные
указания, описывающие, что надо делать с бумагой для достижения нужного
результата. Визуалам легче увидеть, чем услышать. В категорию «трудных»
учеников визуалы попадают редко, поскольку эволюционно зрительное русло у
людей — самое мощное из трёх, по нему человек получает львиную долю сведений
об Ребятам с лучше развитым слуховым руслом (будем называть их «аудиалами») легче воспринимать новые сведения именно на слух. Более того, сведения, поступающие к ним в это время в избытке по зрительному руслу, могут даже отвлекать некоторых из них от работы. Поэтому часто взгляд отводится в сторону, на стенку, в угол, в потолок. Узнали? Это «невнимательные» — вторые по нашему списку «сложные» ученики. Такая особенность восприятия часто остаётся неизменной и в старших классах. Раздосадованный зрительным невниманием к своей особе учитель порой внезапно спрашивает такого школьника и с удивлением получает чёткий ответ, убеждаясь, что объяснения педагога воспринимались правильно и чётко. Аудиалу легче воспринимать новые сведения ушами, нежели глазами. Третье русло — кинестетическое, тактильное, телесное. Изучая новый предмет, такие ребята обязательно должны его пощупать, потрогать, потискать, повертеть в руках, образно говоря, «попробовать на зуб». К сожалению, в школе это русло оказывается наименее загруженным. Ученик в начальных, а порой и в старших классах школы часто уподобляется рабу времён Древнего Рима, прикованному цепью распорядка к своей скамье-парте и веслу-ручке. Кинестетических сведений явно недостаточно, и соответствующее русло оказывается недогруженным! Вот нервная система и пытается восполнить её недостачу с помощью лишних движений тела. Такой ребёнок, читая книжку, часто качает ногой, а повторяя у доски заученное стихотворение, раскачивается, болтает руками или переминается с ноги на ногу. Узнали? Это наше «шило», которое без конца крутится на уроке, вместо того, чтобы, как другие дети, смирно сидеть на месте. Получается, что не зря понятия «трудный» и «сложный» брались в начале этой заметки в кавычки. Они указывают вовсе не на недостатки таких ребят, а просто подчёркивают особенности их нервной системы, вернее, способы получения сведений по соответствующим руслам. И эти их особенности просто надо принимать во внимание на любых уроках, на занятиях оригами в том числе. Что же можно сделать? Советы совсем просты. Посадите кинестетика на первую парту и время от времени дотрагивайтесь до него руками — покажите, как правильнее сделать ту или иную складку, одобрительно похлопайте по плечу, положите на секунду руку ему на голову. Уверяю вас, для «шила» это равноценно целой Ниагаре новых тактильных данных. Обращайтесь к нему почаще со словами: «Почувствуй эту складку», «Пощупай, совпали противоположные края или нет», то есть делайте словесно ударение именно на кинестетическом восприятии сведений. К слову сказать, для ребят с таким видом нервного устройства уроки оригами часто оказываются чуть ли не единственной отдушиной в череде занятий, на которых надо сидеть смирно. А тут такой простор для деятельности руками! Совет для аудиалов тоже несложен. Чтобы ещё лучше овладеть их вниманием, обращайтесь временами к ним со словами: «Послушайте, что мы сейчас будем складывать». Эти слова звучат немного странно для взрослого уха, но они прекрасно работают среди «слухачей»! Кстати, особенного противоречия тут нет. Любой грамотный преподаватель-оригамист обычно всегда поясняет свои действия словами, и последовательность складывания при работе с очередной поделкой можно именно «прослушать». С кинестетиками и аудиалами мы разобрались, остались «засыпающие» ученики. Как быть с ними? Чаще всего русла восприятия сведений у них работают не хуже, чем у остальных ребят. Беда в другом. Такие первоклашки не научились отдавать себе внутренние распоряжения, необходимые для начала работы. До сего времени конкретные распоряжения поступали к ним лично прямо от родителей. Дети подобного плана напоминают исполнительного служаку, который привык только подчиняться. Он прекрасно выполняет указания вышестоящего начальства и даже может быть награждён за исполнительность. Сложность только в том, что он при этом почти неспособен дать себе распоряжение к началу самостоятельных действий. К слову говоря, это беда многих первоклашек. Пройдёт не один и не два месяца, а может, и целый год, прежде чем они начнут сами готовиться к очередному уроку, не дожидаясь подробных указаний учителя. При словах «домашнее задание» станут доставать дневники, а не будут ждать личных распоряжений вроде: «Саша, открой портфель, достань дневник, найди такую-то страницу, где пятое число, возьми ручку, запиши номер задачи...» Чтобы начать по-настоящему учиться, ребёнок должен уметь все эти указания отдавать себе самому. К сожалению, и в старших классах многие ученики всё ещё бездеятельно сидят и ждут, пока учитель не скажет им: «Запишите это в тетрадь», а до этого указания слова его рассказа могут долго литься бесполезной водой мимо ума учеников. Оригами в этом плане — своеобразный «показатель», легко выявляющий ребят начальных классов, у которых плохо работает, по словам известного педагога А. С. Валявского, «внутренний распорядитель». Нет внутренних распоряжений - нет и действий. Следовательно, необходимо научить ребёнка эти распоряжения отдавать себе самостоятельно. Почаще спрашивайте таких учеников после своих объяснений: «Что ты теперь будешь делать?», «Что надо сделать теперь?» Пусть они вслух ответят вам и проговорят свои будущие действия, которые вы только что озвучили. Совсем скоро эта внешняя речь начнёт у них «сворачиваться» и превращаться в указания, которые отдаёт нам внутренний голос. И дело сдвинется с мёртвой точки! Работа «внутреннего распорядителя» неизбирательна по отношению к содержанию действий. Если пробудить его на уроках оригами, то и на остальных предметах успешность и успеваемость поползут кверху. Работу каждого из трёх русел можно совершенствовать и шлифовать. Аудиалы не навсегда должны делать ставку только на слух, а визуалы могут и должны учиться слушать. Кинестетикам полезно тренировать остальные два русла. Урок оригами в этом плане — просто кладезь соответствующих тренировочных приёмов. Поскладывайте перед классом минут пятнадцать молча, без пояснений — и все ученики поневоле должны пробудить своё зрительное русло. Дайте только словесные пояснения — и весь класс просто обязан превратиться в слухачей-аудиалов! Наконец, замечательный и очень мощный приём для развития кинестетического русла — складывание с закрытыми или завязанными глазами, на ощупь. Учтите, правда, что приступать к такому упражнению надо после определённой практики, новички в оригами (первый год обучения в начальной школе) справляются с ним ещё плохо. Итак, для того, чтобы облегчить учебу «трудным» ученикам на уроках оригами, надо знать особенности таких детей и проявлять к ним соответствующий подход, что является прямой обязанностью грамотного педагога. Александра ЯКОВИС, студентка Педагогического Университета им. Герцена, С.-Петербург. Литература: Валявский
А.С. «Как понять ребёнка?» — СПб.:
Фолио-Пресс, 1998. — 752 с. |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||