|
|
|
|
|||||
|
|
|
Из книг по оригами и
близким направлениям |
|
||||
|
№ 173 |
|
|
|
||||
|
Название
|
Оригами – чудеса из бумаги
|
Искусство оригами зародилось в Японии много веков назад. Сейчас оригами
известно всему миру. Любой человек может открыть для себя волшебный мир
бумажных фигурок. Но особую радость и пользу принесут занятия оригами детям,
разовьёт их память, творческие и логические способности, а также
художественный вкус, помогут воспитать внимательность и аккуратность,
подготовят к успешному обучению в школе. Собранные в этой книге модели являются авторскими, придуманные на
занятиях оригами педагогами и одарёнными детьми в ЦДТТ, во ДТДиМ, в летней
школе одарённых и талантливых детей «Надежда» г. Ростова-на-Дону. Подробные, мастерски выполненные схемы вкладывания, пояснительный текст
сделают занятие оригами ярким и увлекательным. |
|
|
|||
|
Автор
|
Водяная
Любовь Александровна, Эм
Галина Экмановна |
|
|||||
|
Издатель |
Ростов-на-Дону:
Феникс |
|
|||||
|
Год издания |
2008 |
|
|||||
|
Страниц |
94 с. |
|
|||||
|
Выпуск |
3 000 |
|
|||||
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ Пять лет прошло с тех пор, как педагоги дополнительного образования
центра детского технического творчества города Ростова-на-Дону основали Ростовское общество любителей оригами (РОЛОр). Оригами, первоначально зародившееся в Японии как складывание различных
фигурок из бумаги, за свою многовековую историю превратилось в целую науку и
распространилось по всему миру. И это не случайно, так как сгибание является
простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека
каких-то особенных навыков, а только воображения. Для чего же нужно оригами? «Для младших школьников занятия оригами —
эффективное средство развития памяти, внимания, воображения, восприятия,
мышления, эмоционально-волевой сферы, речи; для педагогов — уникальная
возможность развития тонкой моторики ребёнка, что напрямую связано с
развитием интеллекта; для психологов — это одно из направлений арт-терапии,
возможность оказания психологической помощи больному ребёнку посредством
искусства; для логопедов — способ развития речи ребёнка. Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и
изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность,
способствующая, кроме всего, и развитию эстетических чувств ребёнка, может
быть успешно организована родителями в домашних условиях». Такие выводы
сделали авторы данного сборника, пропагандирующие это занятие в своей
педагогической деятельности более 10 лет в кружках детского творчества
города. В книге собраны авторские работы педагогов и их воспитанников —
членов «РОЛОр». Надеемся, что наша книга понравится поклонникам оригами, а также
заинтересует и ещё неискушённых в этом искусстве людей. P.S. Опять «еще неискушенные
в этом искусстве» люди без буквы
«ё». Кусачее какое-то занятие получается из оригами уже и в
Ростове-на-Дону. До чего же ленивые издатели и почему к этому так равнодушно
относятся авторы-педагоги? Не чуют в себе русского языка? А в целом книга весьма знаменательна тем, что показывает пример
подлинного объединения усилий оригамистов в пределах города-миллионика в деле
совместного обнародования своих новых поделок-оригами. Здесь у ростовчан можно как поучиться, так, м.б. и присоединиться (на
конкурсной основе) к их новым книгам, если хорошо пойдёт дело с
распространением. А вот с последним всё не так просто. Начнём с обложки, на которой представлены лебеди из «китайского» (я бы
всё же уточнил, что «тайваньского» модуля). В книге сам модуль приведён, а
вот схема складывания из него как лебедей с обложки, так и корзинок, примеров
сервировки, кактусов, трёх фруктов, дракончика, пасхальных яиц, ещё двух
лебедей уже с цветной вставки внутри книги нет (итого 8 фото, включая
обложку, и, по крайней мере, дюжина разных моделей из китайского модуля). А
сделать того же лебедя без схемы сборки даже для человека, освоившего
начальный курс оригами – очень даже непростая задача. Уже получается, что
читателя несколько ввели в заблуждение самым крупным изображением на обложке,
самостоятельно получить которое (как и изображённые на 7 фото на вкладках),
без множества утомительных и досадных проб и ошибок у него вряд ли получится. Далее, две цветных вкладки по 4 листа. Должны, вроде бы, украшать
книгу. Но, честно скажу, у меня такого впечатления не возникает. У
большинства фото какой-то мрачный фон разных оттенков, создающий несколько
угнетённое настроение. В ряде фото (Тюльпаны донских степей, Клематис,
Повилика) вообще создаётся впечатление недостаточного освещения при съёмке
(листья и стебли поделок с трудом различаются от фона). В качестве фона для
Стрелиции использованы какие-то складки блестящей материи, собранные так, что
это отвлекает внимание от предмета съёмки. В общем, деньги потрачены, включены
в стоимость книги, но воодушевляют не столь сильно и порой не в том
направлении, как бы это хотелось. Потом, 1-ая страница полноцветная, а 4-ая страница обложки – просто
пустует. Читай, здесь могли бы уместиться 6-8 фото с наилучшим качеством (с
учётом плотности и качества бумаги для обложки), доступным для данной книги.
Но эта возможность не использована. Кстати, сама обложка из плотной бумаги,
но не целлофанирована, т.е., к примеру, в библиотеке быстро приобретёт
довольно невзрачный потёртый вид. Для книги, которая в магазине продаётся за
239 р., это сейчас уже как-то не очень смотрится. По тексту – рисунки обозначений оригами, начальных складок (origami base form) даны очень крупно, в том же масштабе, что и основные схемы. Здесь
вопрос уже больше к издателям – кого они видели в качестве основных читателей
данной книги? Если тех, для кого это будет первая книга по оригами, то, боюсь, это со
всех сторон не лучший выбор для такого читателя: книга в разы дороже, чем
имеющиеся сборники классических моделей, при этом содержит в разы меньше
поделок, причём некоторые поделки, включая обложку, просто завлекаловка, как
их сделать, в книжке по сути ничего нет. Если для более опытных оригамистов, которые уже освоили многие
классические поделки и им хочется чего-то нового, то уделять столько места
описанию приёмов и общеизвестных начальных складок, наверное, не совсем
правильно. Ещё одна сложность подобных сборников именно новых поделок – это
сложность соблюсти какое-то единство стиля и направления книги. В данной книге
явно преобладают цветочки, лебеди и коробочки. А вот «Крылатый ушан»
Д.Проскурина (занимает 6 страниц и одно маловпечатляющее фото на вклейке) и
его же «Крокодил» (4 листа и одно фото) выглядят здесь некоторым
разночтением. У «Крокодила» вообще соотношения размеров больше напоминают
коттедж с козырьком или танк, а не эту хорошо известную по рисункам рептилию.
Я бы так здесь ответил Дмитрию на его «творческое сообщение»: хочешь
поделиться такими поделками с миром – участвуй в Конференциях, где печатаются
схемы моделей (за счёт авторов и устроителей, кстати не так дорого выходит –
как две-три шоколадки) и потом вешай себе на здоровье (и без опасений за своё
авторство) их в сеть, благо сейчас столько возможностей это сделать
бесплатно. Кстати, того же Ушана можно было бы подать в сети куда более
выгодно – написать про него небольшую историю – о его повадках, образе жизни,
почему именно вас он так заинтересовал, кучу фото на разном фоне сделать и
пр. (в сети места много…). Хочется отдельную свою книгу сделать, где
действующие лица хотят с молодым задором показать мохнатые когти, пощёлкать
метровой челюстью, да так, чтобы ветер между клыков засвистал? Почему бы и
нет. Напишите сценарий, где те же крылатые ушаны будут исполнять, скажем,
роли морских пехотинцев, крокодилы – торпед (тем более, что Новороссийск
недалеко). По ходу действия, м.б. ещё пару действующих лиц захочется сложить.
Вот и боевик готов, извольте кушать, а заодно и руками ещё кое-что научиться
делать. А то получается как-то не по-мужски: скушал 11 с. книги (10 с. схем и
одну полную стр. вклеек), буду ходить и гордо называть себя автором, а что
будет с книгой, меня уже мало волнует. Человек молодой, времени ещё в жизни
кажется с достатком, да и будущая специальность вряд ли видится тесно связанной
с оригами. А для учителей-то твоих эта книга – м.б. единственная возможность
в жизни была опубликоваться. Плохо будет распространяться – к следующей уже
могут и не пригласить, а возраст такой, что долго ждать уже сложно. А на 11
этих страницах можно было бы как раз уместить и схемы сборки хотя бы пары
поделок из китайского модуля. В России они до сих пор нигде не изданы, и это
наверняка привлекло бы повышенный интерес, а не приводило бы к некоторой
досаде и разочарованию тех, кто, взглянув на обложку, второпях купил эту
книжку для того, чтобы научиться делать тех же лебедей и иже с ними из
упомянутого модуля. Некоторые вопросы вызывает исполнение слова «Оригами» и остальных слов
названия на обложке книги. Здесь есть, несомненно, некоторая самобытность и
свежесть прочтения, но общий дух получившегося изображения скорее индийский,
а не японский или китайский. Да и прочитать такое название заметно сложнее.
Что это – расчёт на то, чтобы привлечь внимание именно непонятностью, своего
рода гомеопатия чтения? Ну что же, покупатели разберутся и проголосуют
соответствующим образом и в этом вопросе. Вот только как тогда различить
отклик на художества на обложке и на сами новые поделки внутри книги? Напоследок ещё одно маленькое замечание: известную мастерицу, автора ряда
статей, книг и учителя оригами г-жу
Пудову из СПб зовут Валентиной Петровной (что легко
уточнить в сети), возраст у неё весьма почтенный, поэтому если уж достаточно
подробно (что я приветствую) указывать имена и отчества остальных авторов, то
почему для Валентины Петровны сделано такое исключение? Или это просто
похвала молодому творческому задору в её глазах? Впрочем, интересующихся оригами в России уже довольно много, и
читателей, и издателей, а проявивших себя авторов – пока меньше, чем бы
хотелось, так что авторы из славного города Ростова-на-Дону и издатели,
надеюсь, друг друга ещё найдут и всё хорошее, что задумали, у них получится.
С первого раза сделать так, чтобы было всё на 5+, конечно, крайне сложно. В общем, ещё один пример, как не просто собирать книжки с новыми
поделками оригами с привлечением нескольких авторов, у каждого из которых
свои интересы и увлечения, и при этом не забыть ещё и про читателей с
издателями… ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
||||
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
||||
|
|
АЗБУКА ОРИГАМИ — ЗНАКИ И ПРИЁМЫ |
4 |
|
||||
|
|
Международные
условные знаки |
4 |
|
||||
|
|
Приёмы складывания |
9 |
|
||||
|
|
Получение правильного
треугольника |
9 |
|
||||
|
|
Получение правильного
пятиугольника |
10 |
|
||||
|
|
Получение шестиугольника |
11 |
|
||||
|
|
Деление круга на пять
равных частей |
12 |
|
||||
|
|
БАЗОВЫЕ ФОРМЫ |
14 |
|
||||
|
|
Треугольник |
14 |
|
||||
|
|
Воздушный змей |
14 |
|
||||
|
|
Дверь |
15 |
|
||||
|
|
Дом |
15 |
|
||||
|
|
Блинчик |
16 |
|
||||
|
|
Водяная бомбочка |
16 |
|
||||
|
|
Рыба |
17 |
|
||||
|
|
Квадрат |
18 |
|
||||
|
|
Катамаран |
19 |
|
||||
|
|
Птица |
20 |
|
||||
|
|
Лягушка |
21 |
|
||||
|
|
МИР ОРИГАМИ |
23 |
|
||||
|
|
Фейерверк (авт. - Проскурин Дмитрий, 12 лет) |
23 |
|
||||
|
|
Орнамент «Арлекин» (авт.
- Эм Галина Экмановна) (подстаканник) |
24 |
|
||||
|
|
Подставка для фотографий
«Сердечко» (авт. - Эм Г.Э.) |
26 |
|
||||
|
|
Волчок (авт. – Сирота Лидия Николаевна) |
28 |
|
||||
|
|
Тато «Классика» (авт. - Эм Г.Э.) |
32 |
|
||||
|
|
Тато «Цветок» (авт. – Видлога Николай) |
35 |
|
||||
|
|
Тато «Снежинка» (авт. - Эм Г.Э.) |
36 |
|
||||
|
|
Санбо «Крокодил» (авт. - Проскурин Дмитрий) |
37 |
|
||||
|
|
Крылатый ушан (авт. - Проскурин Дмитрий, 20 лет) |
41 |
|
||||
|
|
Попугай Кеша (авт. – Сирота Л.Н.) |
47 |
|
||||
|
|
Колесо фортуны. (Перепятько И.С.), Цветок-трансформер (Сирота Л.Н.) |
50 |
|
||||
|
|
Повилика (авт. - Эм Г.Э.) |
53 |
|
||||
|
|
Колокольчики (авт. - Эм Г.Э.) |
55 |
|
||||
|
|
Тюльпаны донских степей
(авт. - Эм Г.Э.) |
57 |
|
||||
|
|
Тюльпан «Лидия» (авт - Сирота Л.Н.) |
59 |
|
||||
|
|
Стебель с листом (авт. – Пудова В.) |
60 |
|
||||
|
|
Фиалка (авт. - Эм Г.Э.) |
62 |
|
||||
|
|
Стрелиция (авт. - Водяная Л.А.) |
65 |
|
||||
|
|
Кампсисс (авт. - Водяная Л.А.) |
68 |
|
||||
|
|
Кореопсис (авт. - Водяная Л.А.) |
72 |
|
||||
|
|
Рябчик императорский
(авт. - Водяная Л.А.) |
76 |
|
||||
|
|
Амариллис (авт. - Водяная Л.А.) |
79 |
|
||||
|
|
Мальва (авт. - Водяная Л.А.) |
83 |
|
||||
|
|
Лаватера (авт. - Водяная Л.А.) |
86 |
|
||||
|
|
Цветок клематиса (авт. - Водяная Л.А.) |
88 |
|
||||
|
|
Вика (горошек душистый) (авт.
- Водяная Л.А.) |
90 |
|
||||
|
|
Физалис (авт. - Водяная Л.А.) |
92 |
|
||||
|
|
«Китайский» модуль (авт. неизв.) |
94 |
|
||||
|
|
|
|
|||||