|
Оригами № 2/3(30/31) 2002
|
|
||
|
«Работа с бумагой: поделки и игры»
|
|
||
|
Методические
рекомендации к спецкурсу «Развитие познавательной самодеятельности младших школьников
в процессе трудовой деятельности» для учителей, воспитателей и студентов
дневного и заочного отделений педагогического института. В течение
последних четырёх лет элементы оригами включены в систему подготовки
учителей начальных классов на факультете педагогики и методики начального
обучения Мурманского педагогического института. На спецкурсах и спецпрактикумах
(«Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках труда»,
«Оригами как фактор, стимулирующий воображение в младшем школьном возрасте»,
«Техническое моделирование», «Художественное конструирование из бумаги на
уроках труда в начальных классах») студенты знакомятся с техникой оригами,
методикой обучения этому искусству детей разного возраста и возможностями
использования оригами в учебно-воспитательном процессе. Изучение
спецкурса ставит перед собой следующие цели: ·
раскрыть
проблемы познавательной самостоятельности младших школьников в процессе
трудовой деятельности; ·
определить
общие и специфические приемы познавательной деятельности, входящие в состав
учебных практических действий младших школьников на занятиях оригами; ·
научить
студентов методике преподавания оригами младшим школьникам В рамках
спецкурса рассматриваются различные подходы к обучению оригами, преимущества
и особенности каждого из них. Студентами разрабатываются дидактические
материалы к занятиям: схемы, наборы сказочных персонажей, тематические
композиции, выполненные в технике оригами и т. д. Программа
спецкурса включает: 1.
Лекции
(6 часов), раскрывающие методологические и теоретические основы
познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудовой деятельности.
Рассматриваются вопросы истории возникновения и развития искусства оригами в
мире, значение занятий оригами для младших школьников, предлагают методику
организации занятий в технике оригами для учащихся начальных классов. 2.
Практические
занятия (24 часа), знакомят студентов с условными знаками, схемами,
основными базовыми формами и позволяют освоить технику выполнения
оригами-изделий. 3.
Самостоятельная
работа, предполагающая выполнение целого ряда заданий поискового характера:
построения в технике оригами, разработка схем и моделирование композиций из
геометрических тел, изобретение собственных моделей, подготовка докладов и
сообщений для практических занятий. Курс
заканчивается зачётом. Некоторые практические советы по методике преподавания оригами младшим
школьникам: 1.
Представляйте
складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны
цветным, с другой - белым. Он должен быть хорошо виден ребёнку, сидящему за
любым столом класса. 2.
Работая
с первоклассниками, демонстрируйте только сам процесс складывания, поскольку
немногие в этом возрасте способны работать со схемами. 3.
С
учащимися 2-х классов можно рисовать схемы на доске или работать по картам. 4.
Дети
3 - 4-х классов могут начать перерисовывать схемы самостоятельно и выполнять
изделия по рисунку или готовой модели. 5.
Будьте
готовы всегда максимально точно и ясно пояснить свои действия словами.
Никогда не говорите: «Делаем так, как я». 6.
Познакомив
детей с очередной базовой формой, попросите их сложить её снова
самостоятельно или с помощью ваших словесных комментариев. Такой приём
развивает зрительную память, умения и навыки. 7.
С
ребятами 3 - 4-х классов можно провести творческий урок, на котором 8.
Изредка
играйте в «молчанку»: молча чертите на доске серию последовательных
рисунков, по которым ребята сами, без ваших комментариев, должны сложить
изделия. В конце игры попросите поднять кверху получившиеся изделия. 9.
Завершая
годовой цикл занятий, проведите конкурс юных оригамистов. 10.
Оценивайте
не только количество, но и качество работ. Наградите победителей. Упражнения,
игры и опыты с бумагой. Прежде чем
приступить к изготовлению моделей, предложите детям выполнить упражнения с
бумагой. Это необходимо, для того чтобы привлечь внимание ребят к материалу,
познакомить с его свойствами, подготовить к конструированию поделок.
Упражнения могут носить самостоятельный характер или включаться в занятия и
игры, быть сложными или простыми. Простые упражнения, например складывание
листа бумаги пополам в длину и поперёк и превращение его в свою
уменьшенную копию, приучают детей ориентироваться в геометрических
формах, понимать их отличительные особенности. Несмотря на
кажущуюся лёгкость, эти упражнения требуют от детей младшего школьного
возраста значительной затраты физических и умственных сил. Разнообразить и
сделать их интересными помогут игры. Так, например, квадрат или другие
фигуры просят детей помочь им стать маленькими. В игре
«Прятки» квадрат встречается с прямоугольником, они рассматривают друг друга,
потом начинают знакомиться. - Я Квадрат!
У меня четыре угла и столько же сторон. Потрогай их, дружок, и посчитай!
Захочу и стану таким, как ты, или совсем маленьким. А ты кто? Прямоугольник
отвечает: - У меня тоже
четыре угла и четыре стороны. Мою форму имеют стены, двери и окна домов,
книги, тетради и много других вещей. Я тоже могу менять свою форму. А
называют меня прямоугольником. - Интересно, чем
же мы отличаемся друг от друга, - думает квадрат и предлагает
прямоугольнику поиграть в прятки. Стали они
прятаться друг за друга. Но так и не смогли спрятаться: то прямоугольник
выглядывает, то квадрат. «Могут ли эти
фигуры спрятаться друг за друга? Чем они отличаются? В каком случае
прямоугольник может спрятаться за квадрат, и наоборот?» - спрашиваете вы
детей. Если кто-то предложит обрезать ножницами кусочек бумаги, который
выглядывает, дайте возможность проверить правильность ответа. Предложите найти
в окружающей обстановке предметы или их части, имеющие форму квадрата и
прямоугольника. Можно
показать детям, как складывать квадрат и прямоугольник полосами: одна сторона
с углами загибается к другой, чтобы «поздороваться», а потом опять «идёт
домой», оставляя на бумаге «дорожку», на которой затем они встречаются вместе
(рис. 1). Развернув лист, дети увидят одинаковое число «дорожек». Ребятам
нравится складывать бумагу полосками, но в разные стороны: они поссорились
и отворачиваются одна от другой. Получаются гармошка, ширма, книжка-ширма
(рис. 2). Сложные
упражнения предполагают более разнообразные действия с геометрическими
фигурами. Например,
игра «Фокусник». Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сложился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой» с интересным названием «диагональ», приложил к ней сначала поочередно верхние стороны, затем нижние стороны, а потом все четыре стороны одновременно и превратился в дом с уголками (рис. 3). |
|
||
|
|
|
||
|
Пусть дети
поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие
линий и форм на плоскости квадрата. Игра
продолжается под названием «Кто найдёт больше квадратов, прямоугольников и
треугольников?» По мере нахождения и определения формы, дети заштриховывают
фигурки. Из отдельных работ можно составить коврик. Затем фокус
показывает прямоугольник. Он превращается в треугольник (рис. 4). Игра «Комната
смеха» закрепит умение ребят складывать бумагу, создаст весёлое настроение,
разовьёт воображение (рис. 5). Вначале вы беседуете с детьми о том, какие
бывают зеркала: прямые и кривые. Объясняете, что в прямом зеркале лицо
отражается таким, как оно есть на самом деле, а в кривом зеркале отражение
искажается. Лицо получается слишком длинным, широким, узким, т. е.
очень смешным. От такого изображения люди начинают смеяться. Вы просите
детей представить, что они попали в «Комнату смеха», и просите изобразить
своё лицо в кривом зеркале. Для основы хорошо использовать тонкий картон
разнообразной формы, в соответствии с которой дети выполняют мелкие детали,
складывая квадрат, прямоугольник или треугольник. Для волос используются
подкрученные полоски бумаги. В игре «Сложи
меня» квадрат показывает новый необычный способ складывания (рис. 6):
«Познакомьте противоположные углы и отправьте их домой, - говорит он. -
Посмотрите внимательно, они образовали две пересекающиеся «дорожки» с
интересным названием «диагонали». К месту их пересечения приходят все
углы. Им стало скучно жить по одному». Квадрат
поворачивается в другую сторону и просит повторить все действия. Ещё раз
перевернулся, и все уголки опять сбежались вместе. «Спасибо, дети, -говорит
Квадрат. - теперь я стал маленьким и толстеньким. С одной стороны
-треугольники, а с другой - квадраты. Это мои карманы». Спросите
детей, сколько образовалось квадратов, треугольников? Игра «Секрет»
организуется на основе базовой формы «квадрат» или «треугольник». На всех
плоскостях дети рисуют эпизоды из сказок, действия персонажей, затем вместе составляют
сказку. Рисунки держатся в секрете. Детям
нравится играть с полосками бумаги. Предложите им игру «Весёлые полоски».
Превращения полосок вызывают удивление и смех. Из них могут получиться
дорожки, забор, травка, ниточки, волосы, усы, борода, завитушки, спиралька,
цепочка, гирлянда, крылышки, букет, пирамидка, колечки, баранка, руль,
обручи, пружинка, буквы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помогите
детям установить это сходство через обыгрывание результатов работы и
оформление композиций. Дидактические
игры и элементарные опыты с бумагой полезно использовать для обогащения
сенсорики и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире. В
связи с этим понадобится бумага всех основных и дополнительных цветов,
различной фактуры и сорта. Чтобы вызвать у детей интерес к предмету
деятельности и поддержать их внимание, взрослый использует сравнения, вопросы
и другие приёмы. «Угадай, какая я?» - обращается он от имени бумаги к
детям и предлагает: - Потрогайте меня пальчиками, погладьте и скажите,
какого я цвета, какую имею поверхность?» В игру
«Угадай на ощупь» детей увлекает загадочная ситуация. Перед началом игры в
коробочку или мешочек кладут кусочки бумаги с различной фактурой. Игра «Где
меня используют?» расширит жизненный опыт детей, обогатит словарь. Ребята
узнают, что название бумаги связано с её назначением: чертёжная, писчая,
промокательная, обёрточная, копировальная. Предложите ребятам подумать, почему
бумагу делают разных видов, с чем это связано. В опытах
закрепляются знания детей о фактуре и качестве бумаги: гладкая, шероховатая,
тиснёная, гофрированная, тонкая, прозрачная, мягкая, рыхлая, плотная. Ребята
разглядывают бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают её, подвешивают груз,
протыкают бумагу острыми предметами, складывают из бумаги кораблики, чтобы
затем спустить их на воду. СТАЦЕНКО
Елена Рудольфовна, Мурманск |
|
||
|
|
|
||