|
Оригами №
2/3(30/31) 2002 |
|
||
|
Оригами в школах Японии и
на Западе Складывание
из бумаги существовало в школах во всём мире с конца XIX века. В Европе, в
Южной Америке, в Великобритании, в Северной Америке и в Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские
сады, работавшие по методике Фридриха
Фрёбеля. Фридрих Фрёбель, немецкий педагог и последователь Песталоцци (прим._1), первым предложил использовать складывание бумажного
листа как метод для обучения основам геометрии. После смерти
Фрёбеля в 1852 году его последователи
деятельно использовали складывание бумаги не только как математический
приём, но также как особый путь творчества. Складывание из бумаги распространилось в школах всего
мира с различной степенью успеха. К сожалению,
преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Фрёбеля о
важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Без надлежащего понимания складывание превращалось в
скучное повторение готовых образцов. И ни о каком творчестве речь
идти, конечно, не могла. В Японии идеи Фрёбеля соединились с японским
традиционным оригами. Более древняя
история бумажного складывания в Японии позволила использовать
множество изящных фигурок. И до сих пор в Японии существуют альбомы с
перечнем фигурок, по которым работали педагоги в конце XIX -
начале XX веков. Проблема использования оригами в школе состояла в
том, что и в Японии, и на Западе педагоги, работавшие по методике Фрёбеля,
полностью игнорировали возможность создания детьми новых
моделей в технике оригами. Творческое оригами не возникало и среди взрослых,
пока в начале XX века
поэт и философ Унамуно в Испании и Акира
Йошизава в 1940-х годах в Японии не начали создавать собственные
оригамные модели. Йошизава назвал это «творческим складыванием». Расцвет
складывания в школах приходится на период от 1880-го до В Японии отношение к использованию оригами в школе
также менялось. Акира Йошизава писал,
что в 1920-х годах
в Японии оригами как школьный предмет подверглось
яростной критике, потому что детей обучали лишь складыванию классических моделей. Дурная слава об оригами в качестве школьного
предмета усилилась после Второй мировой войны. И даже ЮНЕСКО проявило интерес к этому вопросу. В 1954 году на международной научной конференции
ЮНЕСКО по вопросам искусства и ремёсел в
образовании прозвучал категорический протест против включения оригами в
список образовательных программ по искусству. И это неудивительно. Ведь в те времена оригами, в
основном, основывалось на бесконечном повторении традиционных моделей. Йошизава писал
в том году: «Любопытно,
что японцы до сих пор воспринимают оригами как детскую игрушку, в то время как
оригамное общество в остальных странах складывается из студентов и
профессоров. Не говоря уж о возникновении множества центров оригами. Я опасаюсь, что оригами
однажды станет более
популярным за границей, чем дома, в Японии». Успех преподавания оригами
в школе зависит, в первую очередь, от высококвалифицированных и преданных педагогов. К
сожалению, обычный школьный учитель не
имеет необходимых навыков. Оригами не преподают в
педагогических училищах и институтах. И учитель,
использующий оригами на своих занятиях, просто
пролистывает книгу со схемами оригами перед уроком, чтобы через несколько минут показать фигурку ученикам.
Конечно, сегодня есть и множество учителей,
по отдельности прошедших особое обучение, и их навыки в преподавании оригами приносят огромную пользу на
занятиях. Но таких учителей в мире
пока очень мало. При этом нельзя забывать, что творческие возможности детей огромны. Вот небольшой пример. В 1970-х годах Роберт Харбин
показывал оригами в ряде своих телевизионных программ по Независимому
британскому телевидению. Дети после
программ начали присылать свои оригамные фигурки, созданные ими самостоятельно. Количество моделей, придуманных детьми
в возрасте от
шести лет и даже младше,
потрясло Харбина. Он стал постоянно представлять эти модели в телевизионных
программах. А в 1977-м Харбин даже издал собрание детских моделей в книге
названной «Have Fun with
Origami» («Развлекайся с оригами»). Эта книга наиболее яркий пример того, как много упущено теми
педагогами, которые не смогли почувствовать
возможности творчества на уроках оригами. Однако
все модели, присланные детьми Харбину, были созданы дома, а
не в школе. Создание оригамной модели требует сосредоточенности и
достаточного времени, что невозможно на уроках. Даже такой замечательный
оригамист, как Эрик Кенневей, художник и школьный учитель, увидел множество сложностей в обучении
оригами на уроках в школе. Кенневей, озабоченный подбором различных ремёсел для преподавания в школе, познакомился
также и с оригами, написав в Нью-Йорк Лиллиан
Оппенгеймер. Он был очарован
оригами и вскоре начал создавать собственные модели. Однако он не считал
оригами подходящим предметом для
обучения детей в школе. Он говорил: «Я не думаю, что оригами может занять достойное место в школьном
курсе. Ведь дети просто повторяют то, что делает учитель. В оригами требуется определённый
уровень наработки особых
навыков. Если же ребёнок лишён этих навыков, его модель будет выглядеть неуклюже и такая фигурка будет бесполезна. Однако
складывание в маленьких группах со способными детьми - это замечательно». Сотни учителей-энтузиастов в разных странах пробуют
сегодня применять оригами в школах.
И прежде чем оригами займёт достойное место в школьной программе, придётся преодолеть большое число проблем.
Оригами действительно имеет множество достоинств для наработки определённых
навыков и качеств у детей. И остаётся
надеяться, что сегодня у нас есть достаточно опыта и знаний, чтобы развить оригами как необходимый предмет в
учебной программе школ. Дэвид Листер, Англия Примечания. 1. О классиках природосообразной педагогики можно посмотреть в статье проф. В.В.Кумарина «Педагогика стандартности или почему детям
плохо в школе». 2. О самом Ф.Фрёбеле см. также статью Афонькин С.Ю. Фридрих Фрёбель – первый
европейский педагог-оригамист // сб. трудов I Всеросс. пед.
конф. «Оригами и Педагогика». М.:Аким,
1997. С. 9-17. |
|
||
|
|
|
||