|
Оригами № 2, 1996
|
|
|||
|
Портрет
оригамиста Роберт Харбин Роберт Харбин был настоящим крёстным отцом английской оригамистики. Рассказывая об истории развития искусства складывания в Великобритании, невозможно обойти молчанием эту выдающуюся личность. Его настоящее имя было Нед Вильямс. Родился он 1909 году в английской
семье, эмигрировавшей в Южную Африку. В детстве Нед страстно увлёкся
фокусами. Он мечтал стать |
Роберт
Харбин (Robert Harbin) |
|
||
|
иллюзионистом и выписывал из Англии соответствующие книги и каталоги. Благодаря этой литературе, он впервые столкнулся с оригами. Многие фокусники того времени использовали в своих трюках и розыгрышах складывание газет и бумаги. В 1929 году Нед отправляется в Лондон - тогдашнюю "Мекку магии". После нескольких неудачных дебютов он был всё-таки замечен прессой благодаря своей ловкости и некоторым новшествам. Нед получает приглашения выступать в крупнейших мюзик-холлах столицы. Он берёт фамилию матери - Харбин и меняет имя. Теперь он Роберт - безусловно, в честь легендарного фокусника Роберта Гудини. Роберт совершает турне по США и Канаде. Во время войны выступает для поддержания боевого духа армии в военном театре; ездит с труппой по Среднему Востоку, Египту, Ираку, Ирану. Облачившись в военную форму, разгуливает по базарам Бомбея, поражая местных факиров своими фокусами, одновременно проникая в тайны местных магов. После окончания войны Харбин работает в Лондоне. В 1951 году он ставит два трюка, вошедшие в историю европейской магии. Первый - "Женщина, растворяющаяся в воздухе" (его очаровательная ассистентка Дороти позже стала его женой). Во время второго - "Женщина в зигзаге" - ассистентку закрывали в ящике, из которого торчали только голова, рука и нога. Ящик уносили, а видимые части тела оставались на сцене (естественно, фальшивые). В 1953 году, после длительного перерыва, Роберт вновь увлекается
оригами. С присущим ему воодушевлением он начинает собирать любые сведения по
этому направлению: разыскивает старые книги, обивает пороги посольства
Японии, знакомится с Альфредом Бесталом, тогдашним вожаком британских
оригамистов-любителей, и дочерью известного испанского оригамиста Мигеля Унамуно. Она дарит ему
некоторые изделия покойного отца. Роберт настолько быстро осваивает новую
область магии с бумагой, что в 1955 году на телевидении делает регулярную
программу по оригами "Мистеры Левая и Правая Рука". Программа имела
у публики огромный успех. Обладая почти магическим даром убеждения и
используя свою известность, Харбин уговаривает одного лондонского издателя
выпустить в свет книгу, посвящённую оригами. В Помимо схем складывания издание содержит главу об истории оригами и подборку международной библиографии по данной теме. Система условных знаков в то время ещё не сложилась, однако Харбин уже уверенно пользуется многими из них. Он вводит также понятие об основных базовых формах. Книга содержала классические и авторские работы. Она вдохновила многих людей на создание своих собственных моделей из бумаги. В В последние годы жизни Роберт совершает морские поездки в Америку и в юго-восточную Азию, лично знакомится с оригамистами этих стран. Он выступает на телевидении в Новой Зеландии. К сожалению, из-за болезни поездку в Гонконг пришлось прервать. Роберт был срочно доставлен в Лондон, где и скончался 12 января 1978 года. Своей всемирной славе Ассоциация Оригамистов Великобритании (British Origami Association) во многом обязана деятельности, способностям и обаянию Роберта Харбина. Это был приятный и надёжный человек. Честный и требовательный к себе, он ненавидел обман и неискренность в других. Интенсивно пропагандируя оригами, он сам был не очень деятельным изобретателем. Роберт восхищался моделями других авторов и мог их по достоинству оценить. Все его книги проникнуты человеколюбием и добротой. Законная гордость своими успехами на поприще магии не оборачивалась надменностью. Он гордился президентством в ВОА, гордился изобретениями друзей, гордился успехами развития оригами в Европе. Во всём мировом сообществе оригамистов многие тысячи людей с благодарностью вспоминают его книги, хранящиеся теперь на полках как библиографические редкости. |
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|