|
Где и когда я впервые услышала название бумажная
пластика, не помню. Но оно мне
понравилось, и с сентября 1999
г. по май 2000-го, т. е. на протяжении целого учебного года, я занималась по подгруппам с
детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 года}, как на занятиях по
конструированию, так и в свободное время, тем, что из квадратиков белой бумаги путём сжимания её в комки
разной величины мы с
детьми изготовляли-конструировали различные поделки.
Предпочтение отдавалось белой
бумаге. Почему ей? По-моему, именно белый цвет открывает неограниченные возможности в детском творчестве,
т. к. фломастеры, краски, мелки или
небольшие аппликационные элементы лишь увеличивают выразительность белой бумажной фигурки и настраивают детей
на более творческий подход к её
оформлению.
На первом занятии дети приходили ко мне в гости в изостудию, а на
столах их уже ждали белые
«волшебные» квадратики. В конце первого занятия, на котором дети знакомятся со свойствами бумаги
(сжимается, шуршит) на столах образуются
белые комочки бумаги, а чтобы они получились, мы несколько раз сжимаем бумагу, наблюдаем и слушаем, как она за
счёт упругости немного расправляется,
шуршит (живая!), разглаживаем бережно ладошкой и снова сжимаем (повторяется 2 - 3 раза). Если, говорю, с
бумагой бережно обращаться, она не рвётся! В конце занятия все шарики
(комочки) собираются в виде змеи, к которой прикладывается заранее сделанная голова. Получившуюся поделку при
желании можно украсить
аппликацией и собрать на нитку иголкой (после занятия самой, т.к. у детей впечатлений уже достаточно).
Получается красивая подвижная игрушка.
На втором занятии мы делаем «мышку», предварительно накатав между
ладошками бумажный шарик (который
мы уже умеем делать!), чтобы получилась колбаска. Мы приклеиваем к ней (здесь нужна помощь взрослого и клеящий
карандаш) розовый хвостик, ушки и рисуем фломастером рот, глазки, носик. У
детей в конце занятия в руках
оказывается по белой мышке. Для разминки и настроения можно поиграть с детьми, подключив «змею» из первого
занятия, которая охотится за
мышами.
На третьем занятии можно сделать грибы на основе уже имеющихся у
детей навыков сминания и
скатывания бумажного шарика и колбаски. Бумажный шарик (шляпку для гриба) делаем из цветной бумаги.
Ножка делается из белой. Затем две детали склеиваются. Получается гриб.
Детские работы можно объединить в коллективную работу {«Грибная поляна», «Со сладкими
опятами пенёк», ...). Подвижная игра - «сбор грибов», при готовности и
интересе обсуждая названия съедобных
грибов.
На четвёртом занятии мы с
детьми делаем яблоки. Для этого надо взять бумагу красного и жёлтого цветов.
Заранее готовлю вырезанные черешок и зелёный листик для яблока. Обращаю
внимание детей на то, что надо перевернуть бумагу цветной стороной вниз и
постараться сжимать её с углов к середине, чтобы получился красный (жёлтый)
шарик. В изготовленные шары вклеиваем зелёные листики. Игра: получившиеся
фрукты более точно определяем (у кого-то получилась груша или, скажем,
хурма - похвалим за наблюдательность) и складываем в заранее
приготовленную корзину.
На пятом занятии делаем
рыбку (размер бумаги - A3, А4). На основе имеющихся у детей навыков скатываем
и раскручиваем бумагу (2-3 раза). Сминаем бумагу
от углов к середине, придавая её комку вытянутую форму. Приклеиваем верхний
плавник и вклеиваем хвостик (для них лучше взять цветные листочки). Можно
оформить детские работы в коллективную. Её название подбираем сообща
(«аквариум», «река», «море-океан» и т. п.).
На шестом занятии коллективная
работа «Кот Васька»!
Берём большой (А1 - А2) лист белой бумаги (ватмана, новой упаковочной
бумаги или чистенький кусок обоев), и вместе с детьми (участвуют 4-5 детей)
сминаем её в большой ком - получается туловище. Затем распределяем среди
детей, кто будет делать лапки, голову, ушки, хвостик.
Склеиваем поделку, дополняя её элементами аппликации (глаза, нос, усы, язык).
Можно обыграть поделку в подвижной игре «Кот и мыши». Мыши - со 2-го занятия
(дети-мышки разбегаются, а кот их ловит). А затем можно покормить проголодавшегося
кота рыбкой из занятия № 5.
На седьмом и следующих занятиях предлагаю элементы оригами. К приближающемуся к тому
времени Новому году складываем из квадратиков базовые
формы «Треугольник» или «Двойной треугольник». Вкладывая их друг в друга,
получаем простую ёлку. Дальше, по готовности, следуют другие модели из бумаги.
Садилова Любовь Александровна,
воспитатель логопедической группы
|
|