|
Оригами № 6(20) 1999
|
|
||
|
Нарцисс С цветком нарцисса связана любопытная легенда. Греческие мифы рассказывают, что богиня Афродита не только слала щедрые дары любви богам и людям. Она умела и наказывать за пренебрежение любовью. Так случилось с юным Наркисом. После появления мальчика на свет предсказатель поведал его родителям, что их сын проживёт долго, если ни разу не увидит своего лица. Обеспокоенные такими странными словами, они убрали на всякий случай из дома все блестящие предметы, в которых Наркис мог себя увидеть. Даже кадка с водой в их доме была закрыта на замок, чтобы мальчик не взглянул на своё отражение. Впрочем, Наркис мало интересовался собственной внешностью, хотя соседи говорили, что он красавчик. Другим людям он уделял мало внимания, считая их ниже себя. Даже со своими родителями Наркис говорил редко и неохотно. Когда Наркис подрос, на него стали заглядываться все девушки в округе, но юноша не хотел разговаривать ни с одной из них. Немало слёз пролили они по ночам в подушки, думая о Наркисе, который любил только себя. Особенно неприятная история произошла у Наркиса с нимфой Эхо, которая была влюблена в него без памяти. С детства Эхо славилась среди подружек своей болтливостью и могла заговорить кого угодно. Не умолкая, трещала она и в местном храме, где жители возносили молитвы Зевсу и его жене Гере. Часто поэтому долетали до Олимпа с земли не слова славы богам, а бесконечные сплетни Эхо, которые она услышала на базаре. Наконец Гере это надоело и она наказала болтушку. Теперь Эхо не могла говорить самостоятельно. Она только повторяла концы слов обратившегося к ней человека. Ясно, что, оказавшись в таком затруднительном положении, она не могла объяснить Наркису свои чувства, а он не стал даже и слушать ставшую вдруг косноязычной сплетницу. От этого несчастная Эхо так страдала, что буквально таяла на глазах. Прошло совсем немного времени, и от неё остался только голос, грустно повторявший слова прохожих. История несчастной Эхо переполнила чашу терпения местных красавиц, и они обратились с жалобой к Афродите. «Накажи этого гордого и жестокого юношу. Он не обращает на нас никакого внимания, — молили они. — Ты же богиня любви! Наркис оскорбляет тебя, не желая даже слушать о наших страданиях!» Услышав эти обвинения, Афродита нахмурилась и вызвала к себе богиню мести Немезиду, которая помнила обо всех человеческих грехах и несправедливостях. «Да, — подтвердила Немезида — это правда. Наркис оскорбляет своим невниманием и местных красавиц, и тебя. Он ничего не желает слышать об их чувствах и любит только себя». Усмехнулась Афродита на эти слова и ответила: «Хорошо. Раз так, пусть в таком случае сам себя он и полюбит!» Выслушав решение Афродиты, Немезида взмахнула плёткой, которую всегда носила с собой, вскочила на запряжённую грифонами колесницу и, прихватив с собой помощника Афродиты Эрота, помчалась на землю. Там она незримо направила Наркиса во время его прогулки к берегу лесного озера и наслала на него жажду. Опустился на колени Наркис, чтобы зачерпнуть воду ладонями, и на мгновение замер. Впервые в жизни увидел он своё лицо. Смотрит юноша на отражающиеся в воде прекрасные черты и не может отвести от них глаз. В это же мгновение порхающий рядом Эрот вытащил из колчана стрелу и послал её в Наркиса. Вздрогнул тот от любви, пронзившей его сердце. Впервые в жизни почувствовал он её силу. Не может Наркис встать с колен и отойти от берега. Он влюбился в своё собственное отражение! Хочет поцеловать прекрасного юношу, смотрящего на него из озера, но его лицо от прикосновения губ Наркиса пропадает. Пройдёт секунда-другая, и вновь появится красавец на водной глади. Хочет взять его за руку Наркис — и только холодную воду чувствует вместо человеческого тепла. Просидел так Наркис у берега озера до самых сумерек, цепенея от любви к самому себе. Боясь, что исчезнет с последним лучом света его возлюбленный, бросился Наркис в воду, пытаясь обнять своё отражение, и утонул. Так сбылось предсказание, данное родителям Наркиса. На его могиле выросли прекрасные бледные цветы нарциссы, а оцепенение с тех пор люди стали называть наркозом. С.Афонькин |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||