|
Оригами № 1 (5)
1997
|
|
|||
|
Портрет оригамиста Блистательный Брилл |
|
|||
|
|
Первое, что видишь при встрече с оригамистом Дейвом Бриллом
- его широкую улыбку истинно английского Чеширского кота. Кажется, Дейв не
расстаётся с ней никогда! Широте улыбки соответствует и его чувство юмора,
выраженное несколько сильнее, чем у среднего англичанина. Кажется, что шутки
Дейва служат ему этакой смазкой, с помощью которой он легко скользит по
жизни, удивительным образом совмещая работу клерка в местном банке городка
Стокпорт и занятия искусством. |
|
||
|
Картины Дейва выставлялись в выставочных залах
Лондона в 1990 и 1993 годах.
Лучшие и любимые
из них украшают теперь его дом в местечке Пойнтон.
Однако, кажется, главная любовь Дейва не банковское дело, и даже не живопись,
а его две кошки Чатти и Мики и, конечно же, оригами. Недавно в Японии вышла в свет его книга с фигурками оригами,
которые он изобретал на протяжении двадцати лет! Свой капитальный труд он
назвал "Brilliant Origami". Как хочешь, так и понимай - то ли
изделия Брилла, то ли "Блестящие Оригами" (вспомните наши
"бриллианты"!). Такой вот у Дейва юмор. Предоставляем ему слово. "Я начал заниматься оригами
маленьким мальчиком, когда мне было шесть или семь лет. В то время на каждое
Рождество я получал в подарок новую книжку комиксов про приключения
медвежонка Руперта. Этот персонаж хорошо известен в Англии. В одной из таких
книжек я нашёл описание как сложить что-то из бумаги. Тогда я ещё, правда, не
знал, что это оригами. Первой сложенной мной фигуркой был машущий крыльями
журавлик. Это произошло в 1956 году. После этого в каждой новой книжке про
Руперта я искал фигурки из бумаги. Мне нравилось, что для создания фигурок не
нужно ничего, кроме рук и квадрата бумаги. В школе я, конечно, складывал
самолётики, пытаясь делать различные модификации. Когда мне исполнилось двадцать, и я начал работать, мне
приходилось ездить по Англии и часто останавливаться в маленьких гостиницах.
К тому времени я уже был знаком с замечательными книгами Роберта
Харбина и Семюэля Рандлета
и всегда брал их с собой в очередную поездку. Складывая модели этих авторов,
я часто коротал длинные вечера вдали от родного дома. Конечно, этих книжек
мне хватило ненадолго, и тогда я начал писать в Японию, поскольку в списке
литературы нашёл упоминания о книгах Акиры Йошизавы. К моей радости вскоре мне удалось заполучить одну из его книг.
В 1974 году я присоединился к Британскому обществу
оригамистов, которое к тому времени уже объединяло много любителей
складывания. По просьбе секретаря общества я начал давать уроки оригами
людям, впервые сталкивавшимися с этим удивительным искусством. Это было
непросто - ведь они даже не знали, что такое "складка горой" или
"долиной". Для меня это была прекрасная педагогическая практика! На первой оригамской конференции, которая состоялась в
первой половине 1975 года, я встретил многих замечательных оригамистов -
Макса Хьюма, Мартина Волла, Эрика Кенневея, Мика Гая, которые и по сей день
остаются моими друзьями, и чьё творчество оказало на меня большое влияние. Их
стиль работы с бумагой научил меня не полагаться на случай, пытаясь создать
новую модель, а планировать её заранее. Это было непросто. Для достижения успеха в такой работе
надо было обладать определённым опытом, уметь анализировать, конструировать
и, разумеется, в значительной степени полагаться на интуицию. Однако, уже
тогда у меня начало кое-что получаться, и я до сих пор храню и порой
представляю некоторые свои модели, изобретённые в то время. Что оригами значит в моей жизни теперь? Непростой вопрос!
Очень много! Наверное, главное - я получаю от этого занятия удовольствие! Мне
нравится сначала найти образ новой модели, а потом сделать её! Я не знаю,
откуда приходят эти образы. Я вижу окружающие меня предметы, формы и порой
пытаюсь воплотить их в бумаге. Порой сконструировать необходимую модель из
бумаги бывает достаточно просто, порой же это занимает много времени - я
откладываю на время работу, снова возвращаюсь к ней... Мне интересно воплощать в бумаге новые идеи и применять
при этом новые приёмы и техники. Оригами позволяет мне легко контактировать
со множеством людей, особенно на конференциях. Если кто-то хочет, чтобы я
научил его какой-то моей новой работе, это уже шаг навстречу дружеским
отношениям. Меня связывают дружеские контакты со многими людьми, живущими в разных
странах мира, и я ощущаю всех их как мою большую семью. Оригами позволяет
легко делиться чем-то с людьми, а это важно! Наконец, я очень горд быть в
настоящее время председателем Британского общества оригами". |
|
|||
|
Лошадка Брилла |
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|
|
|