Известные мастера и педагоги оригами (главная)

 

 

 

Известные мастера и педагоги оригами

 

 

 

Русскоговорящий,

русскодумающий и

русскопонимающий мир

(зачастую его сложно «привязать»

к существующим государственным границам,

даже если речь идёт об Украине,

не говоря уже о Прибалтике)

 

 

 

Толстой Лев Николаевич [1828-1910] – русский офицер, писатель, общественный деятель.

Не только сам складывал отдельные поделки (например, журавлика, именуемого им петушком) и учил этому при случае своих знакомых, но и подробно обсудил общественную значимость и полезность различных бытующих в народе подходов к занятию (и особенно знакомству) с искусством на примере сравнения деятельного складывания и обычного разглядывания картин на выставках в своей статье «Что такое искусство».

Первым известным мне упоминанием этой статьи с точки зрения истории оригами является эссе Виктора Бескровных  «Оригами в поисках смысла» (к I конф. «Оригами и педагогика» в СПб,  1996 г.).

После издания этого эссе в 1997 г. данную тему уже более подробно с разных сторон посчитали необходимым разработать

М.М.Литвинов с С.Маминым («Лев Толстой и оригами» № 5 (1-97)) и

С.В.Опаричева («Сто лет российскому оригами» - в трудах VII Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе»).

 

 

 

Бескровных Виктор (Россия-Германия) – о его биографии известно крайне мало. Закончил один из российских университетов (в доперестроечном понимании этого слова) и одно время был аспирантом по специальности, связанной с психофизиологией. Уже в это время был знаком с оригами. Много лет увлекался йогой и основательно изучил ряд философских систем Востока. К середине 1990-х годов жил в Германии, где подрабатывал на жизнь в качестве фокусника.

К I СПб. конференции подготовил удивительное по глубине и содержательности эссе  «Оригами в поисках смысла», полностью изданное в книге трудов этой конференции «Оригами и педагогика» и кратко – в одном из номеров журнала и «Сборнике лучших работ из бумаги».

В №№ 3 и 4 за 1998 г. напечатана его статья о встрече и беседе с Акирой Йошизавой на одной из западных выставок оригами.

Издательство «Аким» выпустило перекидной календарик с фотографиями оригами В.Бескровных, схемы ряда из которых («Слонёнка» и др.) были также напечатаны в журнале.

 

 

 

Наши современники

 

 

Афонькин Сергей Юрьевич - биолог, к.б.н., совм. с супругой Еленой Юрьевной основал в начале 1990-х Петербургский центр оригами, написал и издал в различных издательствах, в основном в СПб., несколько десятков книжек и книг по оригами. Основал и некоторое время пытался поддерживать малотиражную газету по оригами в СПб.

С 1995 г. по 2000 г. сотрудничает с издательством «Аким» по продвижению оригами в России, в ходе чего является гл. редом журнала «Оригами. Искусство складывания из бумаги» и приложений к нему, соавтор с супругой пособия «Уроки оригами в школе и дома» (издано 7 раз), основатель Всероссий­ской пед. конф. «Оригами и педагогика» (СПб., 1996-2002 гг.).

С 2001 г. по н.в. работает в изд-ве «Кристалл» (СПб.), где подготовил ряд новых книг, в т.ч. по оригами, на их основе также выпустил DVD «Оригами от А до Я» (2007 г.).

 

 

 

Афонькина Елена Юрьевна – по первой спе­циальности медик. Автор целого ряда орига­ми, статей по его преподаванию и на сопутст­вующие темы. Совместно с С.Ю.Афонькиным подготовила много книг и других пособий по оригами, включая видеокассету «Зоопарк оригами» (1997) и DVD «Оригами от А до Я» (2007), всемерно участвовала в подготовке и проведении Всероссийской пед. конф. «Оригами и педагогика» и др. мероприятий. Познакомила С.Ю. с оригами.

 

 

 

Безруких Елена (г. Енисейск Краснояр. кр.). – Окончила художественно-графическое отделение педагогического училища. Начинала работать учителем рисования и черчения в школе, потом перебралась на станцию Юных техников. Заканчивая заочное обучение в Омском пединституте, решила в качестве диплома взять тему "Оригами".

«Все игрушки, появляющиеся в умелых руках Лены, получаются весёлые и добрые, напоминающие этими качествами своего создателя.» (С.Ю.Афонькин).

 

 

 

Белим Светлана Николаевна (г. Омск) – учитель математики, выпускница ОмГПИ (ныне ун-та), одна из основательниц (совм. с ОмГУ и гимн. 139 г. Омска), а ныне методический руководитель Омского центра оригами. Развивает с рядом заинтересованных членов центра тему «Оригами и геометрия», вела факультатив в гимназии и подготовила целый ряд статей и книг по этому направлению.

Внесла большой вклад в создание и проведение ныне международных Сибирских конференций «Оригами в учебном процессе», Дистанционных олимпиад по оригами, Сибирского фестиваля «Волшебный мир оригами России» и многих иных больших и малых мероприятий.

 

 

 

Белых Алла Гавриловна (г. Ломоносов Ленингр. обл.) – на 1998 г. уже третий год преподавала оригами малышам в детских садах номер 21 и 23 г.Ломоносова.

Многие из читателей журнала в 1998 г. отметили её «Птицу счастья», сочетающую в себе приёмы оригами, гофрировок и бумажной пластики, как одну из самых радостных поделок, обнародованных в журнале в 1998 г.

 

 

 

Богатова Ирина Владимировна (Москва) – руководитель кружка «Оригами» в ДДТ «Северное Гольяново». Хорошо рисует. Выполненные с большим вкусом и мастерством её цветочные построения и собственные авторские работы уже не первое десятилетие неизменно привлекают внимание посетителей выставок оригами в Москве, фото её работ почти столько же времени украшают страницы Московского клуба оригами, а вот первая книга «Оригами» у неё вышла совсем недавно – в 2008 г. в изд-ве «Мартин» (Москва). За первым выпуском быстро последовало переиздание, затем вторая книга «Цветы оригами»… Одно в них огорчает, что у целого ряда известных моделей изд-во забыло указать авторов.

 

 

 

Василенко Наталья (Свердловск – Алма-Ата - СПб.) - наиболее известна своими открытками с использованием оригами.

 

 

Власова Светлана (СПб.) – педагог, участник ряда конференций по оригами в СПб. «Нам всегда казалось, что русское народное плетение из бересты и японское оригами чем-то немного похожи друг на друга…»

 

 

 

 

Генко Юлия  (г. Шадринск Курганской обл.) – воспитатель д/с.

Ю.Генко. «Можно ли научить трёхлетних детей оригами?»

 

 

 

 

Гладких Наталья Геннадьевна (Ростов-на-Дону). Мастер оригами (1995 г.), уже к 1998 г. создавшая более десятка самобытных произведений оригами, преимущественно цветов. Некоторые из её оригами напечатаны на страницах журнала «Оригами»:

Каланта.

Устрица.

 

 

 

Гончар Валентина Васильевна (г. Москва) – архитектор, после выхода на пенсию приглашена вести бумажное моделирование в школу 205 г. Москвы (уроки труда для мальчиков остались без мастеров). Ныне ведёт кружок бумажного моделирования (в т.ч. оригами) в школе № 282 г. Москвы.

Начиная с 1994 г. издала 5 книг и более 24 статей по бумажному моделированию и оригами. Все книги с её участием (авторские и более десятка книг изд-ва «Эйдос» Московской школы эйдетической памяти, к которым она делала рисунки), имели склонность к переизданию, что обычно и происходило от одного до пяти раз.

Участник российских и международных педагогических конференций, выставок и фестивалей по оригами в СПб., Омске, Москве, Киеве, Барселоне и др. городах, а также ряда местных мероприятий в своём городе и округе по соотв. направлениям.

Имеются труды с высокой готовностью к печати и/или другим видам издания (CD/DVD), в т.ч. ранее не издававшиеся.

 

 

 

Дороговы Елизавета Юрьевна (на фото) и её отец Юрий Иванович из Поволжья подготовили уже более 8 книг и брошюр по оригами, увидевших свет в ярославском издательстве «Академия развития».  Наиболее известными из них являются:

Секреты оригами для дошкольников (2004 г.),

Оригами шаг за шагом (2008 г.).

(эти книги уже выдержали несколько изданий).

Елизавета хорошо владеет несколькими иностранными языками и ныне продолжает совершенствоваться в этом направлении в Германии.

Дороговы пишут не только книги по оригами, но и уже несколько лет ведут страничку в сети, где можно подробнее узнать про их книги и оригами в целом, а в 2012 г. выпустили первые электронные книги (pdf) по оригами на немецком языке (ссылки здесь).

 

 

Еремеев Александр (г. Курск)сообщил об учреждении центра оригами в своём городе и выступил один раз в журнале со статьёй на темы японского мировосприятия. Участвовал в некоторых конференциях «Оригами и педагогика» в СПб.

 

 

 

Капитонова Ирина Валерьевна (г. Чебоксары) – преп. математики в ВУЗе. Вела раздел «Оригами и геометрия» в журнале «Оригами», участвовала в ряде педагогических конференций по оригами в СПб. и в Омске.

Автор книги: Афонькин С.Ю., Капитонова И.В. «Оригами и геометрия». Чебок­сары, ЧГУ, 1993. - 28 с.

Статья Капитонова И.В. «Ори-геометрия для малышей» (№ 3 (7) – 1997 г.).

 

 

 

Кожина Любовь Николаевна (СПб.) инженер, в 1997 г. работала в Центре эстетического воспитания Фрунзенского района СПб. на Малой Балканской, 36.

С 1993 года усилиями и стараниями Любови Николаевны в Центре преподаётся ещё и оригами. Утром у неё занимаются дошколята, а после обеда приходят школьники.

Известна не только своими композициями, но и является автором новой кусудамы и др. оригами.

Одна из тех способных преподавательниц, работы которых могли бы украсить издания по оригами с самыми высокими требованиями к качеству моделей, только вот сборники работ разных авторов (кроме супругов и т.п.) издательства по разным причинам выпускать не очень любят, тем более, если надо пригласить не двух-трёх, а десятки авторов и ещё согласовать их произведения в одном ключе, хотя бы в пределах одного раздела. А для того, чтобы предварительно опробовать эти работы, получить на них читательские отклики и выпустить с их учётом Сборники лучших работ, нужен отраслевой журнал и конференции с достаточно качественным изданием новых схем, защищённым авторским правом и сопровождающими выставками, фестивалями и т.п. – умеренно короткими очными и постоянно действующими сетевыми.

Государственные чиновники вспомнят об общественной  выгодности этого занятия, разве что если найдут в себе смелость и силу трезво представить истинные потребности народов и государства в подготовке каждого конкретного человека к востребованной для него трудовой деятельности, и определить соответствующие предпочтения на четверть и более века вперёд.

 

 

 

 

Коротеев Игорь Александрович (Москва) - автор книги "Оригами для малышей", М., "Просвещение", 1996 г., 96 с.

Статья  Коротеев И.А. «Навыки мастерства» (№ 3(7) – 1997 г.).

 

 

 

Круглова Ирина Алексеевна (г. Омск) – к.п.н., доц. каф. методики преподавания математики Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского. Постоянный деятельный представитель ОмГУ в большинстве мероприятий Омского центра оригами, прежде всего в подготовке и проведении Сибирских конференций «Оригами в учебном процессе» и издании их трудов при участии университета, проведении Дистанционных олимпиад по оригами, Фестиваля.

Ведёт курсы оригами по выбору для интересующихся этим студентов ОмГУ, занятия в летних школах с учащимися, в т.ч. гуманитарного направления.

 

 

 

 

Кудимова Зинаида Александровна (г. Великий Новгород)

 

 

 

Лежнёва Людмила Владимировна (СПб.) - филолог-русист, преподаватель этнографии и оригами в д/с № 15 Красногвардейского р-на С.-Петербурга (на 1999 г.).

В 1992 году закончила кафедру русской литературы Петербургского университета и сейчас работает с малышами, используя оригами.

Соавтор пользовавшейся успехом книги «Легенды о цветах». Переиздана совм. с КК Терра в составе лучших приложений к ж-лу «Оригами» в сборнике «Легенды о звёздах и цветах».

Одна из тех способных и умелых преподавательниц, которые в отношении поиска возможностей издания новых работ в силу ряда обстоятельств находятся скорее в состоянии деятельного ожидания.

 

 

 

 

Лукьянов Андрей (АР Крым)профессиональный разработчик сетевых страниц. Создал и постоянно совершенствует страницу «LoveOrigami», главными моделями на которой были и остаются разнообразные сердечки оригами, как ссылки на найденные автором в сети, так и изобретённые им сами. Участник целого ряда западных конференций по оригами.

В 2008 г. заочно участвовал в Сибирской конф. «Оригами в учебном процессе». Искал возможности издать свои профессионально подготовленные работы в «Айрисе» (Москва), но не нашёл понимания, поэтому свою первую книгу (как сложить цифры и буквы русского и английского алфавитов) издал во Франции.

Выступил с начинанием готовить и издавать (первоначально в эльвиде) электронные сборники работ по оригами авторов разных стран, что уже несколько раз и осуществил.

 

 

 

Михалкинский Владимир (Ставропольский кр.).

Чаще Владимир работает с длинными полосами бумаги, сплетая из них совершенно невероятные геометрические конструкции. О существовании таких работ до последнего времени никто не подозревал. Не случайно работами Володи заинтересовались математики и геометры.

Статьи – «Головоломки Михалкинского»,

«Молекулы Михалкинского».

 

 

 

Мухаметшин Файруз Билалович (г. Агидель, Татария). В 1977 г. окончил ф-т механизации Казанского сельскохозяйственного института и в это же время начал проводить опыты с бумагой. На 2000 г. в центре детского творчества вёл кружок бумагопластики. В журнал и, после издания статьи, на Питерской конф., представлял очень любопытные и хорошо сделанные гофрировки, с воодушевлением принятые как заочно, так и очно.

 

 

 

Опаричева Светлана Вилениновна (г. Москва) – к.т.н., мастер, преподаватель и методист оригами. Наибольшую известность из её моделей получил её вариант розы известного японского мастера Кунихико Касахары, опубликованный в статье «Роза Опаричевой» в журнале и на странице Московского клуба оригами (www.origami.ru).

Учредила и много лет ведёт курсы по оригами в городском центре повышения квалификации педагогов г. Москвы.

Неоднократно участвовала в работе СПб. конференции «Оригами и педагогика» и Московской методической конференции педагогов оригами, заочно – в трудах Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» и Киевской межд. выставке оригами.

 

 

 

Осадчук Лариса Анатольевна (г. Киев). Мастер, учитель, один из руководителей и основателей (совместно с сотрудницами) Киевского клуба оригами (27 авг. 2000 г.). Первая профессия – биолог-генетик. Киевский клуб ежегодно проводит Украинскую межд. выставку оригами. А сама Лариса Анатольевна выпустила первую на Украине (заметным количеством и типографским способом) тоненькую цветную книжку по складыванию «Праздник оригами». И … много ещё больших и малых дел. См. стр. Киевского клуба в сети.

 

 

 

Осеева Зинаида Петровна (Свердловская обл.). Педагог. Неоднократный автор новых моделей в журнале «Оригами». Участница III Всероссийской конференции по оригами в СПб.

 

 

 

Простякова Надежда Анатольевна (г. Москва) – учитель в школе. Автор (совм. с С.Ю.Афонькиным) схем складывания всех действующих лиц известной русской народной сказки «Репка» - одной из 2-х сказок, обнародованных в книге «Русские народные сказки» - приложении к журналу «Оригами».

 

 

 

Пудова Валентина Петровна (СПб.) – на 1998 г. преподавала оригами. Совместно с Л.Лежнёвой соавтор книги «Легенды о цветах». Это одна из тех книг, созданных с большим знанием дела, воодушевлением и любовью к читателю, про которые с полным правом можно сказать «Учение с увлечением»!

См. также статьи «Мак» (№ 1 (5)- 1997)

и «Оригами в начальной школе» (№ 2-1996).

 

 

 

Садилова Любовь Александровна (Москва) – воспитатель детской логопедической группы в ДОУ 582. Разработала и деятельно применяет систему приёмов освоения свойств бумаги для дошкольников на основе игрушек из жатой бумаги, после чего знакомство и освоение оригами в этом возрасте идёт заметно более успешно. Делала сообщение и проводила мастер-классы по своим разработкам на конференции «Оригами и педагогика» в СПб. и на методической конференции педагогов оригами в Москве.

В конце 2008 г. выпустила свою первую книжку («Поделки из мятой бумаги», М.: «Скрипторий-2003», 2008 г., 16 с. текста + 8 с. цветн. вставки с фото поделок), включающую описание методики проведения занятий и 14 поделок из мятой бумаги. Тираж книги – 4 тыс. шт., возможно, её ещё можно приобрести. Страница изд-ва в сети: www.scrip03.ru.

 

 

 

Селезнёва Елена Владимировна (СПб.) - в 1982 году окончила в Петербур­ге пятое педагогическое училище и начала работать в детском саду воспитателем. Заочно изучила оригами. В 1998 г. вела уроки оригами в начальных классах 347-й школы СПб. Одно время возглавляла городское методическое объединение педагогов оригами СПб., в каком качестве и посетила I методическую конференцию педагогов оригами Москвы в 2005 г. Привезла с собой несколько любительских CD на темы «Зоопарк оригами». Про их дальнейшее сколько-нибудь широкое использование за пределами объединения сведений нет. Как то мало слышно последние годы и про другие дела питерских оригамистов, которые они выполняют сообща в рамках своего объединения.

 

 

 

Сержантова Татьяна Борисовна (г. Саратов) – основное образование – музыкальное. Оригами осваивала самостоятельно. По совету Владимира Чернова, жившего там же и выпустившего незадолго до этого за свой счёт пару тонких книг по оригами, во время предложила к печати в московское издательство «Айрис» свою подборку из примерно 180 оригами, в основном классических, изданную под названием «365 моделей оригами».

После этого издала ещё 7 книг по оригами в том же издательстве и продолжает трудиться в данном направлении. 

Страница мастера в сети. Автор В. Сержантов.

 

 

 

Смирнова Ирина (г. Москва) – выпускница художественно-графического факультета Московского педагогического госу­дарственного университета, вела кружок по оригами в Кунцево, изобрела ряд оригами, некоторые из которых уже успела издать в подборке новых работ, выпущенной Британским Обществом Оригами.

Статьи:  И.С.Смирнова «Методика работы в кружке».

 

 

 

Соколова Светлана Витальевна (СПб.) – мастер и руководитель занятий по оригами. Наиболее известна своими книгами по оригами, изданными в ряде издательств СПб. и Москвы.

Особенностью многих работ Светланы Витальевны, особенно в первых изданных ею книгах, является их выраженная направленность на использование в обучении оригами для детей самого младшего (дошкольного) возраста с учётом известных его особенностей – как правило, очень сильная ограниченность в сложности и трудоёмкости предлагаемых поделок, во многом восполняемая сильным воображением учащихся.

 

 

Фридрих Евгений Александрович (Сибирь, разные города) – первое время весьма удачно проявлял себя как в создании новых оригами, так и в его преподавании.

Статьи:  «Студия оригами в Томске»,  «Евгений Фридрих».

Последующие действия и «исчезновение» Е. Фридриха, связанные >>

 

 

 

 

Хлямова Татьяна Владимировна (СПб.) – мастер оригами и знаток японских обычаев. В первых трёх номерах журнала печатались её интересные и содержательные статьи по японским обычаям, в т.ч. связанным с оригами, но потом её отношения с журналом почему-то не сложились. В 1995 г. издала на собственные средства небольшую книжку «Оригами: от сердца к сердцу» (сердечки оригами). В 1997 г. в качестве приложения к журналу вышла её работа «Звёздное небо оригами» с любопытным рассказом о звёздных созвездиях, связанных с ними мифах и моделями полупрозрачных модульных звёзд. О дальнейшей деятельности сведений нет.

 

 

 

 

Цуканова Валентина Сергеевна (СПб) – воспитатель дошкольного учреждения.

Статья В.С.Цуканова «Складывание и логопедия» (№ 3 - 1996).

 

 

 

Чернов Владимир Петрович (Саратов-Зеленоград) – редкое сочетание способностей складывания и изобретения новых сложных оригами с талантом их вдохновенного театрализованного представления, что хорошо ощущается зрителями всех возрастов. Для представлений разработал целую подборку кукол-оригами, управляемых известным в кукольном театре способом – верёвочками от концов перекрещенных палочек.

 

 

 

Шумаковы Юрий Владимирович и Екатерина Рудольфовна (Ростов-на-Дону). Закончили Ростовский ГУ по спец. психология. Мастера оригами. Первыми в России создали на профессиональном уровне страницу по оригами, получившую и сохраняющую международное признание, первыми - выпустили полноцветную книгу по оригами «Оригами – чудеса из бумаги» (1997 г.) и несколько компакт-дисков (1999). Среди первых проводили основательные научные исследования о влиянии занятий оригами на успехи учащихся, отразив их в успешно защищённых на эту тему диссертациях.

В качестве приложения к журналу была выпущена их книга «Полезные предметы и украшения для письменного стола».

Ныне продолжают сопровождать и совершенствовать свою сетевую страницу “OriLand” («Страна оригами») и подготовку очередных DVD по оригами, выпускаемых за рубежом на английском языке.

 

 

 

Николай Григорьевич

Ярёменко с супругой

 

Ярёменко Николай Григорьевич (Украина, г. Полтава) – мастер и преподаватель оригами, основные интересы и многочисленные яркие достижения в оригами связаны, прежде всего, с модульным оригами. Свои модели складывает не только из бумаги, но и из пластика. Постоянный и деятельный участник многих наиболее значимых международных выставок и семинаров по оригами, проходивших на Украине и, ранее, ряда конференций «Оригами и педагогика» в СПб. Познакомился с оригами, заинтересовавшись во время прогулки по СПб. рождественской ёлкой, украшенной оригами по начинанию С.Ю.Афонькина, и разыскав вскоре зачинщика этого дела с целью получения разъяснений как это можно воспроизвести самому. Было это в начале 1990-х.

 

 

 

Известные мастера и педагоги оригами (главная)

 

 

 

 



Hosted by uCoz