|
|
|
|
|||||
|
|
|
Из книг по оригами и
близким темам
|
|
||||
|
№ 137 |
|
|
|
||||
|
Название
|
Оригами для знатоков
|
Перевод книги известных японских
мастеров, изданной Japan Publications, Inc. в 1987
и 1988 (2-е изд.) годах. P.S. В книге опущены
буквы «ё» (это минус издательству). |
|
|
|||
|
Автор
|
Кунихико Касахара (Kunihiko Kasahara), Тоши Такахама (Toshie Takahama) |
|
|||||
|
Издатель |
«ALSIO» |
|
|||||
|
Год издания |
Не указан |
|
|||||
|
Страниц |
168 |
|
|||||
|
Выпуск |
50 000 |
|
|||||
|
|
|
Вступительное Слово Много лет прошло с тех
пор, как я основала Центр Оригами в Нью-Йорке, учреждение, не имеющее себе подобных
в своё время. Сегодня можно с уверенностью сказать, что
центр полностью выполнил свою первоначальную задачу, состоявшую в
ознакомлении широкой общественности с Оригами. Количество
поклонников Оригами на сегодняшний день удивительно велико и, кроме того, для
улучшения качества Оригами за последнее время проводилось
значительное число исследований. Появилось большое
количество книг на эту тему, однако основная их масса предназначена
начинающим. Некоторые из подобных книг успешны для обучения широкой аудитории
технике Оригами. Принимая во внимание уже завоеванную популярность и
для дальнейшего развития, я давно хотела предложить читателям,
желающим ознакомиться с последними достижениями Оригами,
книгу. Вот почему я всем сердцем рада появлению этой книги, которая являет
собой воплощение моих надежд. Возможно, несколько
трудная для начинающих, эта книга тем не менее
должна вызывать читательскую любознательность и дух соревнования в мире
неизведанного. Даже успешно повторив построение фигур на основе продуманных
ясных разъяснений, читатель обнаружит, что внимательное прочтение текстов
пояснения раскрывает новые возможности Оригами. Сегодня количество
поклонников Оригами растёт во многих странах мира. Поэтому появление книги,
наполненной мыслями и замыслами, на английском языке, понимаемом различными
людьми, является источником забавы и развлечения. Я надеюсь, что поклонники
Оригами, достигшие определённых высот, воспользуются этой
книгой для продолжения своего совершенствования в достижении ещё больших
высот. Лилиан Оппенгеймер |
|
||||
|
|
|
Предисловие В маленьком, обычно со
стороной шесть дюймов (около В прошлом люди,
увлечённые Оригами, делились на две категории: тех, кто был в поисках
лирических форм, и тех, кто пытался следовать геометрическим
принципам. Однако, как ясно увидит читатель в этой книге, эти два параллельных
принципа сливаются в один. Например, блестящий и совершенно
самобытный изопространственный метод
сложения поделок Тошиказу Кавасаки
замечателен сам по себе; но его совершенство становится ещё более очевидным
в применении к разнообразным формам Оригами. Такие недавние открытия,
как способ трёхсекционного углового деления и
способ получения кубического корня складыванием,
наверняка могут найти применение во множестве произведений искусства Оригами. Эта книга составлена в
надежде привлечь возможно большее количество
людей к поиску в головокружительном мире неисчерпаемых возможностей и
воображения, который ждёт их в маленьком квадратике со стороной шесть дюймов.
Конечно, необходимо помнить об опасности быть вовлечённым в построение
ненужных фигур, что само по себе неизбежно. |
|
||||
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
||||
|
|
|
Вступительное слово |
5 |
|
|||
|
|
|
Предисловие |
7 |
|
|||
|
|
|
Символы и Техника
Складывания |
12 |
|
|||
|
|
|
ГЛАВА 1: КРАСОТА и ИЗЯЩЕСТВО ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ |
13 |
|
|||
|
|
|
Логическое и лирическое |
14 |
|
|||
|
|
|
Изготовление квадрата
Фрёбеля |
14 |
|
|||
|
|
|
Песочные часы Джона Маэкава |
15 |
|
|||
|
|
|
Вращающийся тетраэдр Томоко Фусе |
16 |
|
|||
|
|
|
Идеал оригами |
17 |
|
|||
|
|
|
Значение деления |
18 |
|
|||
|
|
|
Теорема Хага |
18 |
|
|||
|
|
|
Развитие теоремы Хага |
19 |
|
|||
|
|
|
Головоломки |
19 |
|
|||
|
|
|
Кубическая коробка с крышкой
Дэвида Брилля |
20 |
|
|||
|
|
|
Складки и развёрнутые
Планы |
24 |
|
|||
|
|
|
Внеземное существо Джона Маэкава |
25 |
|
|||
|
|
|
Складывание идентичных
лицевой и обратной сторон |
26 |
|
|||
|
|
|
Изопространственное складывание (лицо /
оборот) Пример I - Подставка # 1. Тошиказу
Кавасаки |
26 |
|
|||
|
|
|
Изопространственное складывание Пример II - Подставка #2 Тошиказу
Кавасаки |
28 |
|
|||
|
|
|
Теорема складывания
Кавасаки |
29 |
|
|||
|
|
|
Изопространственное складывание Пример III - Куб Кавасаки #1 Тошиказу
Кавасаки |
30 |
|
|||
|
|
|
Варианты Куба Кавасаки #
1 Тошиказу Кавасаки |
32 |
|
|||
|
|
|
Куб и октаэдр |
33 |
|
|||
|
|
|
Изопространственное складывание Пример IV - Куб Кавасаки #2 Тошиказу
Кавасаки |
34 |
|
|||
|
|
|
Сверхзвуковой
самолёт-разведчик SR-71 Тошиказу
Кавасаки |
36 |
|
|||
|
|
|
Космический челнок (Шаттл) Тошиказу Кавасаки |
40 |
|
|||
|
|
|
Модульное оригами |
42 |
|
|||
|
|
|
Модуль Сонобе Митцунобу Сонобе |
42 |
|
|||
|
|
|
Упрощённый модуль Сонобе – двухцветная модель Диаболо Кунихико Косахара |
44 |
|
|||
|
|
|
Исследование
Многомодульной сферы |
46 |
|
|||
|
|
|
Полиэдры и Многомодульная
сфера |
48 |
|
|||
|
|
|
Бумажная скульптура из
отдельных деталей |
50 |
|
|||
|
|
|
Бутылка Дэвида Брилля |
52 |
|
|||
|
|
|
Обычный многогранник из
отдельных квадратных листов бумаги Казуо Хага |
56 |
|
|||
|
|
|
Тетраэдр, независимо разработанный
Хага, Касахара и Маэкава |
56 |
|
|||
|
|
|
НК Куб или Кубик для игры
в кости, независимо созданные Хат и Касахара |
58 |
|
|||
|
|
|
Октаэдр Казуо Хага |
60 |
|
|||
|
|
|
Икосаэдр Казуо Хага |
62 |
|
|||
|
|
|
Додекаэдр Казуо Хага |
64 |
|
|||
|
|
|
План-чертёж додекаэдра |
65 |
|
|||
|
|
|
Бесконечная
привлекательность Куба |
66 |
|
|||
|
|
|
Куб Фуджимото
Шузо Фуджимото |
66 |
|
|||
|
|
|
Куб Хосойа
- складывание двух компонентов и их последующая сборка в Куб Харуо
Хосойа |
68 |
|
|||
|
|
|
Пояснения к Кубу Хосойа |
69 |
|
|||
|
|
|
Модуль Томоко Томоко Фусе |
70 |
|
|||
|
|
|
Вращающиеся Кубы Хисаши Мацумото |
71 |
|
|||
|
|
|
Семь Геометрических Форм Джана Маэкава |
72 |
|
|||
|
|
|
Модель N 1 (Кубическая коробочка
обычно называемая окамочи) |
72 |
|
|||
|
|
|
Модель N 2 (Полкуба) |
74 |
|
|||
|
|
|
Модель N 3 (Опять полкуба) |
76 |
|
|||
|
|
|
Модель N 4 (Составная мерная коробочка масу) |
78 |
|
|||
|
|
|
Модель N 5 (Неравносторонний декаэдр с входящими углами) |
80 |
|
|||
|
|
|
Модель N 6 |
82 |
|
|||
|
|
|
Модель N 7 (Изопространственное
складывание) |
84 |
|
|||
|
|
|
Модель Додекаэдра Джана Маэкава |
86 |
|
|||
|
|
|
Октаэдр, сложенный изопространственным способом Тошиказу
Кавасаки |
88 |
|
|||
|
|
|
Подготовка
равностороннего шестиугольного листа бумаги |
89 |
|
|||
|
|
|
Куропатка-Икосаэдр Коджи и Мицуе Фушими |
90 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
ГЛАВА 2: НАЗНАЧЕНИЕ СКЛАДОК для РАБОТЫ |
93 |
|
|||
|
|
|
Соревнование ради забавы |
94 |
|
|||
|
|
|
Котёнок Тошиказу Кавасаки |
94 |
|
|||
|
|
|
Создание новых моделей |
96 |
|
|||
|
|
|
Гусь Джона Монтролла |
98 |
|
|||
|
|
|
Пеликан Джона Монтролла |
100 |
|
|||
|
|
|
Болотная курочка Джона Маэкава |
102 |
|
|||
|
|
|
Кенгуру Питера Энгеля |
106 |
|
|||
|
|
|
Жираф Питера Энгеля |
110 |
|
|||
|
|
|
Малайский Тапир Джона Маэкава |
114 |
|
|||
|
|
|
Лошадь Дэвида Брилля |
118 |
|
|||
|
|
|
Лиса Тошиказу
Кавасаки |
122 |
|
|||
|
|
|
Камелия, Цветок и Ветка Тоши Такахама |
126 |
|
|||
|
|
|
Роза Тошиказу
Кавасаки |
128 |
|
|||
|
|
|
Три овоща Тошиказу Кавасаки |
132 |
|
|||
|
|
|
Зелёный сладкий перец |
132 |
|
|||
|
|
|
Баклажан |
133 |
|
|||
|
|
|
Редис Дайкон |
133 |
|
|||
|
|
|
Яйцерезка в форме цветка Тошиказу Кавасаки |
134 |
|
|||
|
|
|
Сосновая шишка Тошиказу Кавасаки |
136 |
|
|||
|
|
|
Спиральная Морская раковина
Тошиказу Кавасаки |
140 |
|
|||
|
|
|
Морская раковина Тошиказу Кавасаки |
144 |
|
|||
|
|
|
Раковина мюрекс Тошиказу Кавасаки |
148 |
|
|||
|
|
|
Земляной жук Джона Монтролла |
150 |
|
|||
|
|
|
Рамфоринкус Джона Монтролла |
158 |
|
|||
|
|
|
Стегозавр Джона Монтролла |
162 |
|
|||
|
|
|
Послесловие |
167 |
|
|||
|
|
|
Послесловие Японский физик - атомщик Д-р. Коджи Фушими, принимавший участие в составлении книги, лишь
один из множества людей, которые сегодня сокрушаются по поводу исключения
предмета, называемого элементарной геометрией, из школьных программ во многих
высокоразвитых странах мира. В наш практический век многие гордятся своими
постами, а человеческие способности часто оцениваются исключительно по
количеству правильных и неправильных ответов в тестах. Геометрия не может быть отодвинута на задний план. Время, затраченное человеком
на обдумывание того, как начертить одну единственную вспомогательную линию в
геометрической задаче, заполнится удовольствием и вознаграждается, даже если
процесс может быть слишком поглощающим, а конечный результат может быть и
ошибочным. Я подозреваю, что все писатели, получившие удовольствие от
произведений искусства оригами, представленных в этой книге, испытали радость
создателя, открывшего различные формы своими кончиками пальцев. Нет никакой
практической выгоды от воспроизведения бутылки Дэвида Брилля
или геометрических фигур Джана Маэкава
и Казуо Хага. Вы можете
кропотливо трудиться два или три часа, чтобы построить кенгуру Питера Энгеля или земляного жука Джона Монтролла,
и результат может быть либо хорош, либо плох. И тем не менее, если вы за
работой хорошо провели время - вы испытали чувства, подобные создателям оригами. Если и когда геометрия займет свое прежнее место в системе образования,
я убеждена, что оригами сможет стать важным материалом при её изучении. Но
что ещё более важно, я думаю и уверена, что и остальные создатели книги
разделяют мое мнение - увеличение числа поклонников оригами может помочь нам
вдохнуть в нашу жизнь ощущение свободы, мягкости и желания учиться,
вооружившись настойчивостью, ища методом проб и ошибок - словом приобрести
то, что человечество рискует утратить. Логическое и Лирическое Конечно, геометрическое начало прослеживается в оригами и выражается в
складывании квадратных форм с максимальной точностью и аккуратностью. Знаменитый
немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель
(1782-1852) высоко оценивал оригами как способ ознакомления детей с азами
геометрии. Однажды я, подобно моим коллегам, не воспринял должным образом оригами,
объясненное с помощью геометрических и математических принципов. Это объясняется
тем, что правильный пятиугольник или куб - слова, которые не внушают вам
энтузиазма и изобретательности. Теперь, однако, я понимаю, что это мнение ошибочно.
Насколько мне известно, более пятидесяти работ представляют собой оригинальные
и неповторимые вариации на тему куба. Но во многих случаях, прежде чем найти новую форму оригами, бумага складывается
разными способами множество раз, в то время как построение геометрических
фигур основано на определённых принципах. Мое прежнее отрицание геометрических
и математических объяснений явилось результатом недопонимания, основанного на
том, что я представлял себе оригами частью лирического мира и, следовательно,
не имеющего ничего общего с чистой теорией. Двусмысленные тексты, подобные этому, все же не содержат противоречий.
Поскольку выдающиеся образцы гораздо убедительнее, чем словесное объяснение,
читатель получит удовольствие от огромного многообразия складок оригами,
представляющих поразительное слияние логического и лирического, что более несомненно,
чем любые дальнейшие слова. |
|
||||
|
|
|
|
|
||||