|
|
|
|
||||
|
|
|
Из
книг по оригами и близким темам |
|
|||
|
№ 1270 |
|
|
|
|||
|
Название
|
Учимся оригами. Практический курс для начинающих |
Практический курс поможет освоить азы оригами — искусства складывания
бумаги без ножниц и клея, возникшего в Японии и к нашему времени завоевавшего
любовь и признание во всем мире. Материал курса разбит на 20 занятий и в
общей сложности содержит описания и схемы сборки 26 моделей, а также азбуку
Оригами — международные условные обозначения, с помощью которых записываются
схемы складывания фигурок. |
|
|
||
|
Авторы |
ШУМАКОВ
Ю.В., КОЧЕТКОВА
Е.Р. |
|
||||
|
Издатель |
Ростов-на-Дону, «Лицей» |
|
||||
|
Год издания |
1995 |
|
||||
|
Страниц |
48 |
|
||||
|
Выпуск |
20 000 |
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
Занятия оригами способствуют развитию у детей и взрослых
навыков мелких и точных движений пальцев рук, пространственного воображения,
внимания, памяти, творческих способностей. Пособие может быть использовано как для самостоятельного
обучения, так и на уроках труда, изобразительного искусства в начальной и
средней школах, в классах коррекции, детских кружках и домах творчества.
Также оно может быть использовано для специальных занятий в детских и
взрослых реабилитационных центрах, больницах, психологических центрах,
службах семьи. Как методическое
пособие книга будет полезна родителям, педагогам, руководителям кружков и
студий, воспитателям, логопедам, психологам, психотерапевтам. |
|
|||
|
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ АЗБУКА ОРИГАМИ Занятие 1: Простейшие упражнения Занятие 2: Простые фигурки Занятие 3: Самурайский шлем, Вертушка (класс. модели) Занятие 4: Пилотка (авт. - Екатерина Кочеткова) Занятие 5: Рыба-кит Занятие 6: Утёнок (авт. неизв.) Занятие 7: Муха (авт. – Ек.
Кочеткова) Занятие 8: Письмо, Датский конверт (класс. модели) Занятие 9: Салфетки. Салфетка «Веер» для прибора (класс. модель) Занятие 10: Коробочка (авт. – Ю.Шумаков) Занятие 11: Фрукт (авт. – Ю.Шумаков) Занятие 12: Огурчик (авт. – Ю.Шумаков) Занятие 13: Журавлик (класс. модель) Занятие 14: Цветок и листик (авт. – Ек. Кочеткова) Занятие 15: Трёхглавый дракон (авт. – Ю.Шумаков) Занятие 16: Попугай (авт. – Ек.
Кочеткова) Занятие 17: Шкатулка (авт. – Ю.Шумаков) Занятие 18: Кусудама (класс.
модель) Занятие 19: Колокольчик (авт. – Ю.Шумаков) Занятие 20: Динозавр (авт. – Ек.
Кочеткова) Заключение |
|
|||
|
|
|
Введение Оригами - это искусство складывания бумаги, зародившееся в Японии.
Японские хроники "Нихонги" свидетельствуют, что начало этого искусства
восходит к 610 году. Но своими корнями культура складывания бумаги уходит в
Древний Китай, где более 2000 лет назад была изобретена бумага. Там же
возникли первые традиции складывания бумажных фигурок. Способ изготовления бумаги был завезён из Китая в Японию.
Бумага была очень дорогой, так как её получали из коконов шёлкопряда. Однако
вскоре был изобретён более дешёвый и доступный способ производства бумаги. Её
стали изготовлять из стеблей
бамбука и древесной коры. Появился уникальный материал, обладающий свойством
складывания. Изделия из бумаги - коробочки, цветы, вазы, веера,
фонарики, куклы - использовали в религиозных церемониях, на праздниках,
семейных торжествах. Бумажными фигурками
украшали волосы, вставляя их в прическу. Родители делали для своих детей
игрушки из бумаги. В течение многих поколений этот обычай передавался от
родителей к детям. Название
"оригами" это искусство получило приблизительно в восемнадцатом
веке, что в переводе с японского означает "ори"- складывание,
"ками"- бумага. Тогда же были выпущены и первые книжки по оригами. В конце
девятнадцатого века оригами начали изучать в японских детских садах и школах. Во второй половине двадцатого века японский оригамист
Акира Йошизава изобрёл
условные знаки, с помощью которых можно записывать схемы складывания любых,
даже очень сложных фигур, После изобретения азбуки, оригами стало широко
распространяться по всему миру,
ведь теперь схемы складывания моделей мог "прочитать" без перевода человек любой национальности. Сейчас все
книги по оригами, где бы они ни издавались, начинаются с объяснения этих
знаков, ставших международными. Известно, что любителем оригами был английский писатель Льюис Кэррол - автор "Алисы в стране чудес". Русский
писатель Лев Толстой тоже увлекался оригами. В оригами принято собирать модели из квадратного листа бумаги без
ножниц и клея. Птицы, цветы, коробочки и даже динозавры могут быть собраны из
одного листка бумаги. Иногда фигурки собираются таким образом, чтобы некоторые
их детали были подвижными, и тогда они машут крыльями или открывают рты. Некоторые фигурки собираются из отдельных листков, соединяющихся между
собой с помощью бумажных замочков. Из разных деталей обычно собирают кукол и
различные объёмные модели животных, машин, самолётов. Складывание моделей из нескольких листиков бумаги применяется в
модульном оригами, где различные шары, кусудамы,
коробки, пирамиды, кубы и другие геометрические фигуры собираются из
одинаковых модулей. А сами модули складываются из бумажных квадратиков
одинаковых или разных цветов. Здесь оригами представляется нам занимательным
бумажным конструктором. Складывание квадратов цветной бумаги в различные фигурки - очень
популярное развлечение в Японии и других странах, в том числе и в России. Оригами не только весёлое и интересное, но также и очень полезное
занятие. Во время работы с бумагой происходит естественный массаж кончиков
пальцев, что увеличивает их чувствительность. Пальцы становятся более подвижными и ловкими. Занятие оригами способствует
развитию пространственного воображения, внимания, сообразительности и
смекалки. Развиваются аккуратность, терпение и, конечно же, творческий потенциал,
ведь занимаясь оригами, многие, как дети, так и взрослые, начинают придумывать
свои оригинальные модели. Испытайте радость волшебного превращения простого квадратика бумаги в
удивительную игрушку! РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ Как уже отмечалось, оригами не только популярное развлечение, но и
мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего
образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у
детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
Дошкольникам, например, такие навыки позволят быстрее научиться писать. В
процессе занятий также развивается пространственное воображение, глазомер,
способность концентрировать внимание, запоминать. Начинает работать фантазия,
творческий потенциал. Ребёнок усваивает ещё один способ выражения себя. Занимаясь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста,
желательно показывать как складывается фигурка,
передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо
вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с
показа красивых и сложных моделей, рассказывая об оригами, чтобы заинтересовать
детей. Работать желательно с большим квадратным листом, медленно показывая
каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, середина,
угол, складка, сторона и т.д. За одно занятие дети обычно осваивают одну
фигурку. Чем младше дети, тем малочисленной должна быть группа. Детей
постарше лучше сразу учить читать схемы складывания моделей. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания
коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, службах семьи,
психо-реабилитационных центрах, больницах. Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и
переключающее детей во время болезни или других психотравмирующих ситуаций.
По древней японской традиции нужно собрать тысячу бумажных журавликов, чтобы
больной человек стал снова здоров. Элементы оригами могут быть использованы в сеансах арт-терапии.
Как методический приём пригодится оригами и логопеду. К складыванию несложной
фигурки можно подобрать стишок, скороговорку или считалку, синхронизируя
складывание с проговариванием текста. Занятие оригами в семейном кругу способствует сплочению семьи.
Совместное изготовление праздничных украшений принесет радость взрослым и
детям. Игрушки из цветной бумаги украсят новогоднюю елку, будут хорошим
подарком. Сложенные способом оригами бумажные салфетки пригодятся при
сервировке праздничного стола. Из бумажных фигурок можно составлять
композиции, дополняя их аппликацией и рисунком. На их фоне можно разыгрывать
бумажные кукольные спектакли. В построении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности
детей, делать так, чтобы занятия оригами были интересными и увлекательными
для них. Оригами — это радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее
настроение. |
|
|||
|
|
|
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Занимайтесь оригами в
хорошо освещённом месте,
чтобы не уставали глаза. Прежде, чем приступить к сборке модели, внимательно изучите схемы -
картинки. Для того, чтобы модель получилась аккуратной и
красивой, листок бумаги должен быть точным квадратом. Выполняйте складывание на ровной
поверхности. Складывая модель, следите за тем, чтобы указанные вершины или стороны листка были точно
совмещены. Избегайте делать лишние складки, а нужные тщательно проглаживайте. Упражнение 1: Получение квадрата
из прямоугольного листа бумаги |
|
|||
|
|
|
Заключение Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в удивительный мир
сложенной бумаги. Этот мир велик и с каждым новым днём, с каждой новой фигуркой-оригами
его границы становятся все шире и шире. Бумажный мир открыт для вас в любое
время, нужно только взять квадратный листок - и он здесь! Пусть ваша фантазия
станет путеводителем по этой прекрасной стране. И если вам грустно переворачивать последние страницы этой книги - значит наша задача выполнена и нам удалось показать вам
одну из прекрасных жемчужин в ожерелье искусств Дальнего Востока - ОРИГАМИ. Если Вы
придумали свою оригинальную модель,
то можете прислать рисунки—диаграммы
этой фигурки в редакцию по адресу: 344092, Ростов-на-Дону, пр. Королёва, 7/19,
РИФ "Лицей". (Приглашение относится к Лучшие из присланных моделей будут опубликованы в дальнейших выпусках. Напоминаем, что оригинальные авторские изделия в технике оригами
охраняются международными авторскими правами. Воспроизведение в печати любой
модели возможно только с письменного разрешения автора. |
|
|||
|
|
|
|
|
|||