|
|
|
|
Человек-невидимка Именно он
сильно вредит экономике страны Владимир
Гурвич, «Недельное
обозрение», 25.04-4.5.03, с. 3. Председатель РАО
ЕЭС Анатолий Чубайс как-то пожаловался, что некому разрабатывать проекты новых
электростанций. Остались хорошие специалисты лишь очень преклонного возраста.
Достойной замены им нет. И это проблема сегодня не только в энергетике.
Предприниматели хором жалуются, что не могут подыскать специалистов требуемой
им квалификации. |
|
|
Похоже, на страну накатила новая беда. Эксперты привыкли сетовать на
слабость нашего банковского капитала, на изношенность основных
производственных фондов. А о том, что происходит коррозия главной опоры
экономики – человеческого капитала – говорят редко. Хотя проблема эта уже
сейчас должна стоять в списке приоритетов государства на первом месте. Капитал
человеческий имеет две характеристики: количественную и качественную. Сначала
о первой. За реформы страна
заплатила дорого. Людские утраты сопоставимы с потерями в большой войне.
Особенно тяжёлая ситуация была в начале 90-х годов. Уровень смертности возрос
примерно на 50 процентов, существенно сократилась продолжительность жизни,
резко пошла вверх кривая самоубийств. После кризиса 1998 года негативные тенденции
снова стали нарастать. В итоге в России
снижается численность населения. Недавно вице-премьер правительства Алексей
Кудрин заявил, что если в стране будут возрастать темпы экономического роста,
придётся привлекать рабочую силу из-за рубежа. Можно ли снизить
уровень смертности? В Финляндии лет 25-30 назад ситуация в чём-то напоминала российскую. Но, благодаря энергичным мерам по изменению
режима питания и медицинской профилактике среди населения, удалось остановить
наступление старухи с косой. Наши реформы
начала 90-х выбросили с насиженных мест миллионы людей. Их знания и навыки в миг оказались невостребованными. Одни граждане укрылись
от жизненных невзгод на дачных участках, другие срочно переквалифицировались
в «челноков», официантов, овладели профессиями, не требующими глубоких
специальных знаний. В итоге инвестированные государством в образование этих
людей немалые деньги перестали приносить доход. Подсчитать точно, какие при
этом страна понесла убытки, невозможно, но ясно, что они огромны. Практически из
созидательной сферы выпал целый пласт населения, к тому же в значительной
степени имеющий высокий образовательный уровень. Такие вещи для общества
просто так не проходят. Вторая
характеристика – качественная. То есть самое время взглянуть, какой
человеческий капитал мы готовим сейчас для будущего. Существуют
рейтинги участия школьников и студентов из разных стран в международных
олимпиадах по различным дисциплинам. Увы, высокими достижениями мы здесь не
отличаемся. Наши показатели, как правило, на 6-8 процентов ниже средних.
Подчеркнём: не лучших, а средних. В чём причина
таких результатов? Как полагает первый проректор Высшей школы экономики Лев
Якобсон, одно из объяснений этому – ориентация учащихся не на освоение
знаний, а лишь на запоминание. В мире же ценится способность человека гибко
их использовать и постоянно осваивать новую информацию. На сегодня – это
важнейшее качество человеческого капитала. Уровень этого
качества формируется, прежде всего, в образовательной системе. От её направленности
зависит очень многое. По мнению Льва Якобсона, наше образование сегодня можно
сравнить с Ноевым ковчегом, где, как известно, было
каждой твари по паре. Положительные элементы соседствуют с отрицательными.
Например, в среднем на одного учителя у нас приходится 13-14 учеников, а в
странах ЕС – 16. Вроде бы хорошо. По насыщенности учебной программы мы идём
едва ли не впереди планеты всей. Вроде бы ещё лучше. Зато степень усвоения
материалов нашими школьниками весьма низкая, что косвенно подтверждают и результаты
олимпиад. Ещё один весьма
знаменательный штрих. За период 1990-2000 годов при снижении общего
количества школьников на 10 процентов, число студентов ВУЗов возросло на 68
процентов. Одновременно существенно возросла и численность преподавательского
корпуса. Такую тягу к высшему образованию можно было бы только
приветствовать, кабы ни несколько обстоятельств. Значительная
часть юношей идут в ВУЗы с единственной целью «откосить» от армии. Им всё
равно куда поступать. С другой стороны, высшие учебные заведения стараются
искусственно увеличить набор студентов, чтобы «загрузить» преподавателей и
выбить дополнительное финансирование. Это снижает требования к отбору
абитуриентов. У нас на одного преподавателя студентов в 1,4 раза меньше, чем
в США и в 2,1 меньше, чем в Турции. К
сожалению, этот показатель свидетельствует не о качестве образовательного
процесса, а об его нерациональности. Любопытный опрос не так давно проведён
ВЦИОМом. Респонденты отвечали на вопрос: нужно ли высшее образование? 64
процента ответили, что нужно, но только 32 процента работают по
специальности, указанной в дипломе. Иными словами, мы опять же крайне
нерационально используем те скудные средства, которые выделяются на
образование. Особая тема –
состояние профтехобразования. Правда
теперь такие училища получили красивое название «колледжи». Однако это мало
помогает решению проблемы, здесь положение близко к
катастрофическому. Поиск квалифицированных рабочих становится для предприятий
настоящей головной болью. В целом же в
стране отмечается крайне тревожная тенденция: отъезд за рубеж наиболее
квалифицированных специалистов и наплыв из стран ближнего зарубежья плохо
образованной и плохо подготовленной рабочей силы. Согласно оценкам
ряда экспертов, инвестиции в образование в Советском Союзе были не слишком
эффективны. Но тогдашняя образовательная система имела одно большое
преимущество: она была очень точно сориентирована на потребности
существовавшей экономики. По словам Льва
Якобсона, нынешняя же образовательная система носит ярко выраженный
«корпоративный характер». То есть, прежде всего, заботится не о том, чтобы
поставлять экономике нужных ей специалистов, а о собственном выживании. Если
на Западе бизнес давно осознал, что инвестиции в знания – это на самом деле
инвестиции в своё настоящее и будущее, то у нас, за исключением немногих
случаев, бизнес и образование никак не связаны между собой. Качество
человеческого капитала – главный фактор успеха любых экономических
преобразований. Многие государства не могут выбраться из бедности и
отсталости исключительно по этой причине, несмотря на огромную иностранную
экономическую помощь. Ещё недавно проблема нашей страны заключалась в
порочной экономической системе, а не в человеческом факторе. Сейчас
государство словно разучилось видеть человека и вкладывать деньги в его
развитие. Поэтому всё явственней вырисовывается картина, когда современные
рыночные механизмы оказываются невостребованными из-за того, что многие
граждане просто не в состоянии ими воспользоваться. Не хватает умения осваивать
новое. Причём,
не только миллионам пенсионеров и домохозяек, но и постоянным клиентам
всяческих ВИП-залов и апартаментов. |
|
|
|
|