|
Оригами № 2/3(30/31) 2002
|
|
||
|
Священный долг самураев - превыше всего
|
|
||
|
Триста лет
назад, в 1702 году, столицу Японии Эдо (современный Токио) потрясло необычное
событие - в четыре часа утра дом высокопоставленного правительственного
чиновника, церемониймейстера при дворе сегуна (военного правителя Японии),
подвергся нападению. Это событие было
как гром среди ясного неба. За сто лет правления династии Токугава Япония
привыкла к мирному и законопослушному существованию. А потому покушение,
завершившееся смертью (в стенах собственного дома) чиновника столь высокого
ранга, было воспринято в обществе как нечто из ряда вон выходящее, хотя и не
вполне неожиданное. В Эдо хорошо было известно, что послужило его причиной. За два года до
этого тридцатипятилетний Асано Такуми-но ками Наганори напал с мечом на
престарелого Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака - главу знатного аристократического
рода и церемониймейстера при дворе сегуна и ранил его. Обнажать меч во
дворце было строжайше запрещено, никакие объяснения во внимание не
принимались. Преступление Асано, но нормам того времени, было тяжким. Поэтому
наказание распространялось на весь его клан: владения Асано были
конфискованы, а все самураи, служившие ему, лишались источника существования
и превращались в ронинов - вассалов без хозяина. Асано было назначено
сэппуку (харакири). Вечером того же дня ритуал был совершён. Что послужило
причиной нападения Асано, на престарелого чиновника, полной ясности нет.
Существуют различные точки зрения. Доминирующая и наиболее распространённая
версия описывает события таким образом. Каждый год
сёгунское правительство (бакуфу) в первом месяце нового года посылало
представителей военного правителя в Киото ко двору императора для принесения
поздравлений с началом Нового года. Ответный визит к сегуну осуществлялся в
третьем месяце. Для правительства это была церемония чрезвычайной важности,
и даймё (крупные феодалы), назначаемые для приёма императорских послов,
тщательно инструктировались во избежание малейшей оплошности. Для приёма
послов императора был назначен Асано Наганори. По
установившейся традиции каждый даймё, когда наступала его очередь руководить
приёмом послов, получал от Кира Ёсинака наставления о порядке церемониала. В
благодарность за урок даймё обычно преподносили Кира подарки. Однако Асано не
пожелал угождать Кира и никаких подношений не сделал. Ёсинака был человеком
весьма алчным, и все, кто к нему обращались с просьбой о наставлениях,
заранее об этом знали. Но Асано считал сложившийся обычай отвратительным.
Вероятно, именно поэтому никаких наставлений Асано не получил, Кира
демонстративно не уделил ему никакого внимания. Конечно же, принимая послов,
Асано допустил немало ошибок, и это мучило его. В роковой день Кира отозвался
о подготовленности Асано в самых уничижительных и оскорбительных выражениях,
утверждая, что Асано способен лишь обидеть императорских послов - настолько
он груб и неотёсан. Всё это до крайности раздражало Асано, и, он был не в
силах сдержать гнев. Именно эта версия о причинах нападения Асано получила
наибольшее распространение. Незадолго до
начала церемонии встречи послов, когда Кира Ёсинака шёл по Сосновому коридору
дворца, вдруг за его спиной появился Асано Наганори и с возгласом:
"Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давешнее?!" - ударил его
мечом. Удар пришёлся по лбу, но оказался не смертельным: Кира был лишь легко
ранен, пустился бежать, и, хотя Асано ещё дважды ударил его мечом (оба удара
пришлись в правое плечо Кира), все раны оказались незначительными. Однако сам
Асано был уверен, что убил Кира. Сразу после
этого из столичного особняка Асано были отправлены экстренные послы в замок
Ако. По их прибытии было собрано совещание вассалов во главе с Оиси
Кураносукэ Ёсио - каро (главным управляющим замка). Мнения собравшихся
разделились. Одни предлагали принять жребий судьбы и разойтись в поисках
нового пристанища, другие настаивали на немедленном самоубийстве вслед за
господином, третьи предлагали выждать и найти удобный момент для того, чтобы
отомстить обидчику их господина. Среди последних был и Оиси Кураносукэ,
возглавивший союз мстителей, союз сорока семи ронинов. Желавшие отомстить
находились в сложном положении. Всем, в том числе и Кира Ёсинака и чиновникам
бакуфу, было ясно, что ронины клана Ако попытаются отомстить. Поэтому за ними
велось постоянное наблюдение. По приказу Оиси члены союза мстителей
рассредоточились по разным местам, друг с другом напрямую не общались, но
все поддерживали связь с Оиси. После того,
как усиленная охрана особняка Кира была снята, ронины тайно перебрались в
Эдо, где расселились в разных домах, но все неподалёку от дома Кира. Под вымышленными
именами каждый открыл своё дело. Всё это было прикрытием: единственной целью
вассалов Ако было выяснение путей передвижений Кира по городу, порядка жизни
его особняка и прочего. На это у заговорщиков ушёл год и девять месяцев.
Самураям удалось узнать, что в последнем месяце года Кира намеревается
устроить у себя большую чайную церемонию. Дата постоянно менялась, наконец,
выяснилось, что церемония назначена на 14 число 12-го месяца. Это означало,
что ночью Кира будет в своём особняке. Нападение было решено осуществить в
ту же ночь. Нельзя сказать, что власти Эдо ничего не подозревали. Сведения о
приготовлениях доходили до них неоднократно. Однако никаких мер принято не
было. Вполне вероятно, что власти симпатизировали преданным вассалам. Такое попущение
может быть понято однозначно: все в столице понимали, что месть за господина
- священный долг (гири) его вассалов. А гири в самурайской этике ставился
превыше всего. Итак, время
нападения на замок Кира было назначено. Разделившись на два отряда, вассалы
двинулись к главным и задним воротам особняка. Добраться к дому Кира, не
привлекая к себе внимания, было не просто. Толпа воинов в полном боевом
вооружении на улицах столицы - явление почти невозможное. Но выход был
найден. Необходимые для штурма крюки, лестницы из цепей, веревки - были
атрибутами пожарных, единственных, кому в начале XVIII века можно было передвигаться по Эдо при
полном вооружении - в кольчугах, шлемах и прочем. Поэтому именно их форму с
характерным горным узором ямамити выбрали ронины. По сигналу
штурм особняка начали одновременно с двух сторон. Было четыре часа утра. В
доме почти все спали. Сопротивление охраны заговорщики подавили относительно
быстро. Нападавшие рассыпались по комнатам в поисках правительственного чиновника.
Его нигде не было. Наконец, Кира был обнаружен в кладовке для угля. Лицо его
было густо покрыто угольной пылью, но опознать его удалось по шрамам,
оставшимся от ударов меча Асано Наганори. Тем же мечом ему и отрубили голову.
Месть, таким образом, осуществилась. Единственная цель была достигнута. Среди
нападавших потерь не было, ранения получили только пятеро, а со стороны Кира
шестнадцать человек убито и двадцать ранено. Сражение
продолжалось около двух часов. Шум в особняке Кира был услышан соседями. Они
выяснили причину шума, но вмешиваться они не стали - очень многие в Эдо
сочувствовали бывшим вассалам клана Ако. Оиси отрядил
двух самураев, чтобы они доложили о случивщемся главному полицейскому
столицы. Остальные отправились в монастырь Сэнгакудзи в местности
Таканава, где находилась могила их господина. Совершив молитву, у могилы
Асано, вассалы водрузили перед ней отрубленную голову его обидчика. Настоятель
монастыря известил об этом вышестоящее начальство. Ронины были взяты под
стражу, и их дело стало предметом разбирательства в правительстве.
Разбирательство длилось почти полтора месяца. Оценка действий ронинов и в
обществе, и даже в правительстве была далеко не однозначной. Общественное
мнение было целиком на их стороне. В народе их стали именовать гиси -
"преданные вассалы". У них были сторонники и в правительстве, среди
именитых учёных и государственных деятелей того времени. Нападение на
правительственного чиновника в своей основе имели преданность господину, идею
вассального долга гири - краеугольного камня конфуцианства, а это этическое
учение было государственной идеологией Японии периода Токугава. Наиболее
ярые сторонники сорока семи ронинов требовали их амнистии. Совершенно
противоположный взгляд на событие основывался на букве закона. При подготовке
покушения "преданные вассалы" создали нечто вроде тайной партии, а
это по законам Токугава было строжайше запрещено и каралось смертной казнью.
Было совершено тяжкое преступление - вооружённый мятеж с предварительным
сговором. Сторонники сурового наказания ронинов осуждали и поведение
"преданных вассалов" до и после покушения. По их мнению, если бы
вассалы Ако совершили самоубийство сразу после штурма, это было бы достойно.
Но больше месяца смиренно ожидать решения своей судьбы, как это они сделали,
надеясь, что под влиянием общественного мнения им удастся сохранить жизнь, -
позорно, такое поведение недостойно самурая. Упрекали вассалов и за то, что
они не осуществили акт отмщения сразу после гибели Аса-но. Почти два года
ушло на подготовку плана мести, а ведь за это время престарелый Кира Ёсинака
мог умереть своей смертью. Месть, таким образом, могла не состояться. Правительство
после изучения всех "за" и "против" вынесло компромиссное
решение. Всем вассалам, во главе с Оиси предписывалось совершить сэппуку -
почётную для самурая смерть. Людей их ранга (достаточно невысокого) должны
были казнить через отсечение головы. Сэппуку избежал
только один ронин - Тэрадзака Китиэмон, исчезнувший сразу после штурма
особняка. По одной из версий, Оиси отправил его в Хиросима к младшему брату
их господина Наганори. Возможно, Оиси, поступив так, надеялся сохранить
жизнь хотя бы одному свидетелю - непосредственному участнику событий. Случай с Ако
и история мести сорока семи ронинов наделала так много шума в японском
обществе, что театр Кабуки не мог оставаться в стороне. Отклик театра был
мгновенным. Уже через десять дней после того, как "преданные вассалы"
совершили сэппуку, на сцене столичного театра Накамурадза была поставлена
пьеса "Атака братьев Сога на исходе ночи". Представление прошло
всего два раза, на третий день спектакль был запрещён. Однако интерес к теме
не угас. Эта история надолго стала излюбленной темой в литературе, театре и
изобразительном искусстве. И в наши дни, в канун Нового года (приблизительно
тогда же, когда вассалы отомстили Кира) "Сказания о преданных
вассалах" становятся своего рода лейтмотивом культурной жизни Японии.
Им посвящаются выставки, теле- и радиопередачи, представления театра Кабуки и
кинофильмы. Серия гравюр
"Жизнеописания преданных и верных вассалов", создана известным
мастером, основоположником "воинского" жанра в гравюре Итиюсаем
Куниёси (1797-1861). Каждый лист серии - это органичное соединение изображения
и текста, что обычно для гравюры укиёэ. Жанр "портретов-биографий"
призван был закрепить в сознании японцев нормы социального поведения, нормы
морали. Однако особенность серии в том, что текст преобладает в листах над
изображением - как на смысловом, так и на композиционном уровне. Тексты,
написанные Иппицуаном, посвящены изображенному на гравюре вассалу. Не столько
его биографии, сколько условное описание героя, обычно с оттенком
восхваления. Тексты преследуют единственную цель - создать идеальный образ
самурая, для которого гири (священный долг) превыше всего. Материал
подготовлен по книге М. Успенского "Самураи
восточной столицы", Калининград
Янтарный сказ, |
|
||
|
|
|
||