|
Оригами №
1(21) 2000 |
|
||
|
Путешествие в страну оригами
В нашей стране всё больше и больше возрастает интерес к преподаванию оригами. В нём видят кратчайшие пути к развитию пространственного мышления как детей, так и взрослых, безупречность методик развития поэтапных и точных действий, что, безусловно, становится особенно важным в период разрастающейся информатизации общества. Точность, логичность, систематизация в преобразования, которая даётся на занятиях оригами, не может быть восполнена никакими другими способами. И в этом огромное достоинство прекрасного искусства оригами. Однако обратимся к тому разделу, который как бы ещё мало изучен, методике преподавания оригами как предмета в целом. Относительно продолжительности, тематической последовательности в построении занятий, содержании курса и на некоторые другие моменты в преподавании пока обращается мало внимания. По существу большинство методической литературы исходит из концепции выполнения отдельных изделий, что находит своё отражение и в преподавании. Эта позиция наследуется обычаями самого искусства оригами. Но если задаться идеей художественного объединения заданий, то тогда возникает необходимость поиска литературного сюжета, опоэтизированной фабулы, например, в форме сказки. "Путешествие в страну оригами" - название
увлекательной сказки, которую сочинила для своего диплома студентка 5-го курса художественно-графического факультета Московского педагогического
государственного университета Таня Щербакова. Дипломная работа была
выполнена в 1998 году по кафедре методики
преподавания изобразительного
искусства и черчения. Научным руководителем
этой работы являлся автор этих строк. Студенты часто
бывают сильно заинтересованы своей научной работой. Её идеи они вынашивают очень подолгу, стремясь проявить в дипломе
все свои способности. Думаю, читателям журнала будет интересно
познакомиться с некоторыми методическими
приёмами, изложенными Т.Щербаковой в своём дипломе. Включения
оригами в сюжет для сказки. На разноцветном игровом поле (рис.1), которое включает в себя ряд базовых форм, происходит постепенное передвижение, обеспечивающее знакомство
с разнообразием изделий из оригами. В свою очередь к каждой базовой форме
придуманы стихотворные строки,
указаны приёмы складывания, что обеспечивает закрепление внимания детей на важных моментах в изучении оригами. На одном рисунке сведены воедино эти позиции знакомства
с художественным словом и технологией складывания, которая напрямую вытекает
из этих строк. При знакомстве с
каждой базовой формой ребята узнают всевозможные модели, которые получаются на её основе. Юные оригамисты имеют возможность сравнения разных стадий складывания,
работы с формами. Игровое
поле является динамическим. Так,
к примеру, открыв дверь сказочного домика (рис. 2), в него можно заглянуть и увидеть там лисёнка, а если приоткрыть створки окон, то увидеть друзей, весело
живущих вместе в одном доме. Из нижнего распахнутого
окна виднеются яркие тюльпаны. Домик
легко трансформируется, его переднюю стену
можно приподнять, тогда перед зрителем предстанет целый интерьер, выполненный из моделей оригами. Такие же
невероятные приключения с вами случатся,
если вы захотите заглянуть в волшебный сундучок или прогуляться по замку, опуститься в морскую пучину, где плавают экзотические рыбы. К игровому полю
предлагаются для ознакомления с
пластическими возможностями оригами отдельные разработки по каждому из объектов. Это позволяет
нескольким детям одновременно знакомиться
с разными частями учебного материала. Демонстрационный
альбом. Он заслуживает
особого внимания, т.к. содержит множество схем поэтапного складывания на отдельных
листах. Каждая из схем не рисованная, как
это принято в литературе по оригами, а представляет собой реальный
квадратик бумаги с фиксированием всех
этапов складывания изделия. Эти схемы
приклеены на лист плотной бумаги, а все этапы складывания соединены
вспомогательными рисованными линиями, что
позволяет ребёнку следить за
последовательностью складывания. На каждой
схеме указывается та базовая форма, из которой всё это складывается. Таблица-программа. В конце диплома представлена иллюстрированная программа занятий с детьми на год в виде большого количества игрушек, которые сведены в одну общую таблицу (рис.3). Следует сказать, что позиции выработки авторского
преподавания, тем более в технике оригами, где
сильны тенденции сохранения интеллектуальной собственности — дело
сложное. Поэтому направление тематической
организации занятий с детьми на год помогает педагогу в
создании дизайна обучающей среды. Педагогические замыслы в части объединения нескольких
уроков в блоки помогают ориентировать занятия на разные группы
детей. Объединение занятий может проводиться по любым
направлениям, например, иллюстрирования известных литературных
сюжетов, времён года, мира птиц, рыб, цветов и многого другого. Ребёнку важны навыки практического воплощения
своей мечты, то есть отчасти какой-то обстановки, среды как понимания
общности явлений и событий, взаимодействия героев. Поэтому идея игры
в любимых и знакомых героев, которые представляют собой определённые
серии, тематические подборки пронизывает всё детское творчество. Напомним, что модные
игрушки - киндер-сюрпризы также
объединены ролевыми связями, как и
мультфильмы. Ручная умелость не может рассматриваться только
как навык выполнения чего-либо. Подобного рода позиция сильно
замедляет общее видение педагогической проблемы, реализации в
продолжение замысла. Игра необходима ребёнку для развития
внутренней речи, формирующихся у него умений подолгу видеть и
следовать сюжету, упорядочения мышления, что исходит из практических сторон
длительного наблюдения. Именно отсутствие последнего, продолжительного
целеустремлённого наблюдения делает наших детей непоследовательными,
легко отвлекающимися, и поэтому пропускающих в своём возрасте
то, чему действительно следует долго и кропотливо учиться. Студентка глубоко и талантливо поняла природу
построения учебных заданий в условиях постоянно расширяющегося
информационного пространства. Раздвижение параметров обучения крайне
необходимо современному ребёнку, который должен учиться
систематизировать свой труд, быть любознательным, продвигаться к
познанию через преодоление небольших, но всё же преград. Искусство оригами принесёт много счастья тем, кто
будет его постигать и преподавать. Образы оригами, внутренняя
конструкция каждого изделия воспитывают у ребёнка "думающие
ручки", мечту и радость узнавания в элегантных линиях складок бумаги всего того, что дорого и постоянно окружает. ЧЕРЕМНЫХ
Галина Валерьевна – к.п.н., доц. каф. методики преподавания изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. |
|
||
|
Рис.3 |
|
||
|
|
|||
|
|
|
||