|
Оригами № 5(19) 1999
|
|
||||||
|
Бумагопластика Двадцать лет назад я впервые попал на творческую дачу художников «Сенеж», где экспериментальная студия Союза художников СССР проводила очередной двухмесячный семинар для художников, архитекторов и дизайнеров, съехавшихся из самых различных городов нашей страны. На семинаре интересным было всё: сама атмосфера творчества, методика организации работы, и что меня особенно поразило, - это материал, из которого выполнялись проекты. Из обычного ватмана делалось всё: горы и реки, дома и транспортные средства, фонтаны и тому подобное. |
Б.Г.Гагарин |
|
|||||
|
Для меня тогда это было большой неожиданностью. Ещё бы! Это такая находка для школы! Если освоить метод конструирования из бумаги, то с подростками можно «строить» целые города и крепости, создавать различные сказочные сюжеты. Подкупала в этом виде творчества доступность материала, возможность создавать готовые изделия в короткие сроки. Наконец, процесс объёмного проектирования, как никакой другой вид изобразительной деятельности, способствует развитию объёмно-пространственного мышления. Поэтому я взялся за разработку специального практикума на художественно-графическом факультете, которому дал название «Бумагопластика». |
|
||||||
|
|
Что же это такое? Скульптура из бумаги? Архитектура? Может быть, дизайн? Данный вид художественной деятельности в равной степени относится ко всем названным направлениям, так как бумагу широко используют и художники, и архитекторы, и дизайнеры. Из листа ватмана с помощью обычного резака, ножниц и клея можно быстро выполнить какое-нибудь изделие и даже несложную пластическую композицию. Бумагопластика по своей сути является начальным этапом дизайнерского проектирования, так как объектами изображения являются то сути те же самые, что и в дизайне, игрушки, различные виды техники, фигурки животных, элементы архитектуры и тому подобное. |
|
|||||
|
Несомненным преимуществом бумаги перед другими пластическими материалами является полное исключение подобострастного копирования модели, что зачастую наблюдается у начинающих лепить с натуры. Работа с бумагой в технике бумагопластики требует существенного переосмысления формы, обобщения и стилизации, которая предполагает отступления от реалистического изображения. Но отход от реализма не означает уход в формализм, так как в данном случае художник прибегает к символическому изображению идей, но одновременно он заботится о создании наиболее благоприятных условий для восприятия и понимания композиции зрителем. В отличие от скульптуры, где масса набирается методом постепенного наращивания и уточнения формы, в изделиях из бумаги отсутствует каркас, они пустотелы и представляют собой как бы скорлупку. Однако это не оттиск с готовой формы, а совершенно самостоятельная пластическая оболочка, созданная за счёт сгибов бумаги. Рёбра жесткости, полученные от этого, и являются несущим каркасом изделия. Согнутый пополам лист образует ребро. Если же лист сложить несколько раз, то можно получить форму с несколькими плоскостями. У японцев этот приём вылился в отдельное направление — оригами. С такими изделиями теперь как будто всё стало ясно, а вот создание более сложных пластических форм, очевидно, требует иных методов сгиба. Можно ли согнуть лист по кривой линии? Да, но здесь на помощь должен прийти резак. Если надрезать лист плотного ватмана на половину его толщины, то при сгибе он надломится и образует неожиданную по своим пластическим формам поверхность. Как и в любом другом деле, чтобы овладеть такими навыками, здесь необходимо освоить начальный курс бумагопластики. Азбука используемых полутора десятков приёмов совсем не сложна, она даёт эффектные результаты при создании самых разных пластических ком позиций. Обычно подобные конструкции создаются из чисто белой бумаги. Представление о том, что цветные игрушки будут выразительнее белых, обманчиво. Изделия из белой бумаги могут оказать не меньший эффект, чем цветные, поскольку многообразие пластических форм способно вбирать в себя тончайшие цветовые нюансы окружающей среды. Конструирование изделий именно из белой бумаги развивает у учащихся не только чувство формы и объёма, но и даёт возможность проникнуть в глубину эстетической сущности этих изделий. В тончайших тоновых переходах белой бумаги скрыто неуловимо высокое эстетическое содержание, заложенное ещё нашими далекими предками в мраморной скульптуре. Это благоговение перед белой формой до сих пор сохранено в гипсовых слепках, которые на протяжении многих десятилетий служат незаменимой натурой у художников при изучении формы, пропорций, объёма. Создание формы из бумаги методом бумагопластики требует двух условий — подробного изучения объекта и определения степени завершённости работы. Что касается первого условия, то здесь всё понятно, ибо только изучение объекта даёт возможность создания убедительного образа. В бумагопластике под этим условием следует видеть нечто большее, чем пассивное изучение натуры. |
|
||||||
|
Одновременное изучение и стилизация объекта — непременное сочетание в
декоративно-прикладных видах искусства и в бумагопластике тоже. С этим в изобразительном
творчестве многим приходилось встречаться на первых уроках рисования с
натуры, когда, например, глиняную крынку мысленно раскладывают на составные
геометрические формы: цилиндр, шар, кольцо, что существенно облегчает
построение изображения предмета на двухмерной плоскости листа бумаги. |
|
|
|||||
|
Что касается второго условия — степени завершённости
работы, то здесь можно провести аналогию с творческим
процессом художника, работающего с натуры. В самом начале своей работы он определяет
конечный результат деятельности: будет ли
это кратковременный набросок или длительная зарисовка. Работающий с бумагой также должен определить
степень проработки и завершённости своего изделия. Фигурку собачки, например, можно сделать очень просто:
сложить вдвое лист бумаги, вырезать силуэт, раздвоить заготовку. В результате получится
фигурка, способная стоять на четырёх ногах. Можно выполнить фигурку и в более сложном варианте, но тогда на
его конструирование потребуется не только большее время, но и длительный творческий поиск особых
приёмов сгибов бумаги с учётом затраты минимума средств при
максимальной выразительности. |
|
||||||
|
|
Поиск нужных форм порой может привести автора к совершенно непредвиденному результату. В бумагопластике нередки случаи, когда художник вместо искомого пластического выражения в результате поисков получает форму, далекую от задуманной, но очень выразительную для другого изделия. Работающий в технике бумагопластики часто задаёт себе вопросы: «Что получилось?», «На что это похоже?», «Что можно сделать из этого?». Подобное явление подхватывания случайного довольно широко распространено у акварелистов и керамистов. Неожиданные подтёки краски или глазури используются мастерами при создании своих произведений. |
|
|||||
|
Тем не менее обучаться основным приёмам бумагопластики можно вполне успешно. Я не только в течение многих лет провожу подобные занятия и консультации со студентами, но и организую многочасовые семинары для учителей изобразительного искусства, руководителей детских художественных школ и творческих кружков в различных городах Урала и Севера, Казахстана и Узбекистана, Украины и Монголии. В результате новое направление в изобразительном творчестве находит свою реализацию в практике работы учителей, и это вселяет надежду и стимулирует поиск новых возможностей в этом виде творчества. Борис Григорьевич ГАГАРИН, профессор МГПИ, заслуженный работник культуры РСФСР |
|
||||||
|
|
|||||||
|
|
|
||||||