|
Оригами № 5(19) 1999
|
|
|||
|
Сады и парки Японии Японские городские сады и парки совсем не похожи на те, что мы привыкли видеть у себя на родине. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна. |
А.А.Карцев |
|
||
|
В японском городском саду на вас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перевести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера — вот что главное в японском парке. Современные японские сады бывают трёх видов: холмистые, равнинные и пересечённые. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяными потоками. По-японски его так и называют — «цукняма сансуй», то есть «холм и вода». Равнинный сад «хира-нива» не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используются камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересечённый (ландшафтный) сад — это творение служителей культов и любителей-садоводов. Сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок-пуговку, с оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами. Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко разворачивающимся, искривлённым, как это бывает в природе. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке — утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи декоративны и полезны. Они делаются из камня, дерева и даже глины. Мостик «яцуха-си» делают из планок, уложенных зигзагами. Ни один из названных предметов не повторяется, все сооружения уникальны. Вода — основа жизни любого сада. В подборе деревьев предпочтение отдаётся хвойным, однако много и других нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клён, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цубуки — японская камелия — одно из любимых цветущих деревьев. Однако ничто не может сравниться с сакурой — японской вишней. Ей поклоняются и в честь её цветения даже устраивается официальный приём в императорском дворце. Любят японцы и бамбук. Его считают символом благородства. Он придаёт какой-то утончённый оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают своеобразный оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосовершенству. Говорят, что если где-нибудь в укромном уголке сада обратиться лицом к пышной кроне приземистых кустов и взглядом отыскать ствол бамбука, то самому захочется стать бамбуком. Подобное ощущение ловят японские художники и поэты, изображая природу, когда готовятся сделать первый мазок на холсте или сочинить первую строчку стиха. Основой японского сада являются также камни. Для своих садов и парков японцы привозят их даже из Кореи. Камень в своей первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Японцы явно неравнодушны к камню. Если предоставляется возможность, они приставляют камни к различным зданиям, храмам, своим домам. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре «сада камней». |
|
|||
|
|
|
|||
|
Японский сад камней — уникальное сооружение. Основная площадь сада засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотёсанных камней. Однако беспорядочность эта только кажущаяся. Расположение отдельных камней и вся их композиция в группе подчиняются правилам и концепциям, лежащим в основе дзен-буддизма — одной из главных ветвей японской религии. Дело в том, что увидеть все камни разом из одной точки невозможно (какой-то один всегда оказывается скрыт остальными). Поэтому, чтобы получить полную картину, необходимо всё время двигаться самому, или попытаться мысленно взглянуть на сад камней сверху. Это как нельзя лучше иллюстрирует принципы дзен-буддизма! Например, в саду камней г. Киото, в храме Реандзи наблюдатель, рассматривая композицию из пятнадцати каменей, всегда видит на один камень меньше. Это создает какую-то особую таинственность и даже возбуждает благоговейный трепет. В сущности, здесь нет ничего невероятного: камни и сам фон, на котором они воздвигнуты — белый гравий, — вызывают определённый ход мыслей, создают настроение созерцания и философствования. Недаром этот сад ещё называют «философским садом». Когда наблюдатель бросает взор на панораму такого сада, его внимание приковывает сначала одна группа камней, затем другая... Взгляд скользит по отдельным камням группы и, если форма камня вызывает какие-то ассоциации, задерживается на нём. Поскольку местность вокруг группы камней ничем посторонним не занята, концентрация внимания усиливается, что порождает новые цепи ассоциаций. У приверженцев буддизма эти ассоциации увязываются с религиозным мировосприятием, у других людей — с какими-то важными идеями, событиями, чувствами. Однако во всех случаях происходит фиксация внимания, которая наводит на размышления. Пространство сада очерчено границами четырёхугольника: три стены и терраса, на которой располагается наблюдатель. Его взгляд всё время блуждает где-то в пределах этого четырёхугольника, переходя с камня на камень. Постепенно наблюдатель невольно уходит от внешнего мира и предаётся самосозерцанию. Расположение камней группами по три обусловлены буддийской триадой. Размер камней, отношение их высот к периметру, форма и другие свойства подобраны в соответствии с определёнными философскими соображениями. Составленные из различных камней группы обычно напоминают небольшие островки, встречающиеся в прибрежных водах японских морей. Каждый японский храм имеет свой небольшой «садик». Это или сад камней,
или сад воды, Сады и парки Японии рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно философии дзен, внешнее несущественно, главное находится внутри. Японцы приучились видеть в каждом ручье, отдельно стоящем дереве, камне скрытую душу жизни. Они так любовно лелеют свои сады и парки, каждый их уголок, словно ухаживают за чем-то живым, дышащим, ощущающим. В них как в капле воды отражаются многие стороны японского национального характера, понять который как раз и помогает устройство и архитектура садов и парков этой страны. Андрей Александрович КАРЦЕВ, член
правления общества «Россия — Япония» |
|
|||
|
|
||||
|
|
|
|||