|
Оригами № 1(16) 1999
|
|
|||||
|
Красота форматов
Никулин А.П. |
|
|||||
|
Пропорциональность - источник красоты. Эта мысль принадлежит первому теоретику истории пропорций Марку Витрувию, положившему начало этой
науке в I в. до н.э.
В геометрии, в механике, в архитектуре, в музыке, и во множестве иных областей искусства, науки и техники пропорциональность
уже давно стала одной из наиболее важных и,
казалось бы, весьма ясных характеристик объектов. Пропорциональные отношения, или пропорции, лежат в основе великого множества закономерностей, правил, теорем, и поэтому не случайно, что |
Пифагорейская пентаграмма (пять скрещивающихся букв А)
– древний символ жизни и здоровья |
|
||||
|
литература по проблеме пропорций сегодня насчитывает сотни обстоятельных работ, написанных архитекторами, философами, математиками, представителями самых различных специальностей. Например, в книге С.С. Водчиц «Эстетика книжных пропорций», (М., Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1997) приведён список литературы, насчитывающий названия более 70 книг на эту тему. Цель новой рубрики нашего журнала состоит не столько в попытке
рассказать читателю об удивительных
закономерностях обнаруженных в пропорциональности
древних египетских пирамид и русских православных церквей, в
пропорциональности частей тела человека и
в музыкальном гармоническом ряду, в
пропорциональности спектральных линий атома водорода и в строении
Солнечной системы, сколько попытаться
разглядеть "красивые пропорции"
(форматы) в оригами и, используя их расширить
круг творческих возможностей. Красивыми пропорциями или форматами мы будем называть такие, которые являются наиболее гармоничными, соответствующими природным пропорциям и пропорциям человека, его восприятию и ощущениям. О таких пропорциях обычно говорят: "они радуют и глаз и разум". Геометрическими фигурами, наиболее полно выражающими этот принцип, принято считать, круг, квадрат, прямоугольник (с соотношением сторон V 2:1, V~3:1, 2:1, V5:1,(1 V5):2 = 1,618 - "золотое сечение"), треугольник (равносторонний и "священный" египетский - прямоугольный с соотношением сторон 3:4:5) и правильный пятиугольник. |
|
|||||
|
Квадрат, используемый в "классическом" оригами,
в отличие от круга, является фигурой статической, недаром её называют ещё и
фигурой "мёртвой". В Японии, например, до настоящего времени есть предубеждение
к цифре 4, особенно если она встречается
в номере автомобиля. |
Рис. 1. |
|
||||
|
Тем не менее, в Древнем Египте система построения
пропорций основывалась именно на квадрате и прямоугольниках,
образующихся как функции проведённых диагоналей (см. рис.1). |
|
|||||
|
В результате построения (рис. 2) получают прямоугольник золотого
сечения (1:1,618...), или золотой
прямоугольник. Методами оригами "красивые" прямоугольники получаются из квадрата довольно просто (в отличие от геометрических построений прямоугольники получаются не за счёт увеличения квадрата в одну сторону, а за счёт его уменьшения, складывания). |
Рис. 2. |
|
||||
|
Можно попытаться получить
прямоугольники "красивых"
форматов путём вписывания в окружность правильных многоугольников и её
членения на 4, 8, 16 и т.д. частей. Геометрически использовал этот метод немецкий
исследователь классических пропорций Э.Мёссель. В результате его построений часть прямоугольников получились вписанными в окружность, а часть имела выступающие за
окружность углы. Методами оригами,
скорее всего, так же возможно получить
из круга, по крайней мере, некоторые
"красивые" прямоугольники. Задание "получить из круга путём
складывания квадрат" - наиболее тривиальное и думаем не вызовет больших трудностей даже у
школьников, не изучавших ещё
геометрию. Таким образом, в новом разделе нашего журнала «Красота форматов» будут публиковаться модели оригами сложенные не из квадратных листов бумаги, а из других "красивых пропорций", что, на наш взгляд, должно несколько расширить творческие возможности. Путь этот не нов - в мире достаточно много моделей (в том числе и классических) выполненных из половинки квадрата, правильного треугольника... |
|
|||||
|
Рисунок С.С.Водчица иллюстрирующий
как пропорция 1:1,538...
(13:20) "наилучшим способом сочетает
пропорции человеческой фигуры" |
Иррациональная
пропорция 1:1,538... (13:20) выражает общий закон органической природы, идею
роста, движения, развития. В ней заложен принцип взаимной согласованности
между |
|
||||
|
Мы
надеемся получить отклики, пожелания, предложения, собственные
наблюдения и авторские модели читателей журнала по обозначенной
теме. Открывает раздел публикация о хорошо известном всем формате А4. |
|
|||||
|
|
||||||
|
|
|
|||||