|
Оригами № 1(16) 1999
|
|
||
|
В чём секрет? Многие педагоги начальных
классов, чьи ученики занимаются складыванием в течение года или более, замечают
положительные изменения в поведении своих подопечных. Дети начинают лучше
вести себя на уроках, быстрее схватывают новый материал, лучше его усваивают
и меньше отвлекаются во время занятий. В чём же тут секрет? Почему умение
складывать фигурки оказывает столь широкое действие на
личность ребёнка? О развитии мелкой моторики рук и её связи с развитием соседних
областей головного мозга сказано уже достаточно, но как быть с остальными эффектами? Некоторые педагоги воспринимают детей следующим
образом: это взрослые маленького
размера, у которых в голове пока мало сведений об окружающем мире. Следовательно, чтобы получить из ребёнка
полноценного члена общества, его надо выкормить и запихать в голову побольше сведений. Первой задачей
занимаются родители, второй — школа. Всё просто и ясно. Действительно,
какие могут возникнуть проблемы, если
дома ребёнок одет, обут, умыт, причёсан и накормлен? Если к тому же в школе он умеет зазубрить и потом
чётко повторить слова учебника или учителя, то он просто идеальный ученик!
На самом деле более неверной точки зрения не существует. В отличие от кухонного комбайна
или автомобиля ребёнок представляет собой существо, возможности которого
постоянно растут. Любые умения и
навыки человека зависят от работы его нервной системы. Левая рука
скрипача отличается от рук прочих людей только тем, что его
нервная система посылает в неё больше нервных импульсов в секунду. Именно
поэтому его пальцы двигаются по грифу скрипки с недоступной
для остальных ловкостью и совершенно точно берут нужные ноты. Работа нервной системы сводится
к восприятию внешних и внутренних сигналов, обработке полученных информации
и отсыланию её в мышцы, органы и клетки тела. Чем лучше нервная система будет
справляться с подобной работой, тем большими возможностями будет обладать
человек. Ваш ребёнок летом научился плавать? Это значит,
что его нервная система стала подавать к определённым группам мышц сигналы в нужном сочетании. Он
теперь умеет ходить по бревну? Прекрасно — обрабатывается информация, поступающая из вестибулярного аппарата! Она
быстро анализируется и поступает в мышцы рук и ног. Как улучшить работу нервной
системы? Надо её развивать! С точки зрения нервной системы весь окружающий нас мир — это сплошное
море сигналов. Чтобы лучше в нём
ориентироваться, она разбивает эти сигналы на группы и создает для каждой из
них специальные клетки, которые их воспринимают. Биологи называют такие специализированные клетки рецепторами. Образно
говоря, рецепторы представляют
собой каналы, по которым информация об окружающем мире поступает к нервной системе. Таких каналов пять, и они соответствуют
пяти органам чувств и пяти видам ощущений, которые мы получаем. Самый
главный для человека — зрительный канал. Существуют
также слуховой, обонятельный и вкусовой каналы. Через пятый канал проходят
тактильные ощущения. Их нередко подразделяют на кожную, мышечную, болевую, температурную, вибрационную и вестибулярную
составляющие, но это пока не так
важно. Главное в другом. Через все пять каналов
первокласснику поступают целые водопады сигналов. Надо контролировать своё
тело — сидеть за партой как учили (тактильный канал). Учительница что-то пишет на доске (зрительный канал), сосед в это
время шепчет в ухо (слуховой канал),
во рту тает конфета, которую он успел сунуть после звонка (вкусовой канал), а из школьного буфета
соблазнительно пахнет булочками (обонятельный канал). Какие сигналы в этот
момент главные? Тут недолго и запутаться. Как утверждает академик Международной
Академии Информатизации, доктор философии и участник многих телевизионных передач для родителей Андрей
Степанович Валявский, у многих детей в начальной школе плохо работает
«внутренний диспетчер», который
позволяет вычленять среди всех сигналов главные и отдавать им приоритет.
Постоянно переключаться с одного канала на другой трудно. Тем более это
нелегко, если неясна главная
задача урока. Действительно, зачем учиться писать палочки? Разве в жизни это
пригодится? Не лучше ли понаблюдать за вороной, которая уселась на ветку
дерева за окном? Систематические занятия оригами тренируют «внутренний диспетчер»: так хочется сделать модель. Учитель, а главное желание получить конечный результат — готовую фигурку, всё время заставляют переключаться с одного канала на другой. Что-то учитель сказал, нарисовал на доске, попросил проверить результат. Нужно быть всё время сосредоточенным, нельзя пропустить ни один этап — иначе результата не получится: канал, по которому идёт запах булочек, надо закрыть, конфета во рту теперь просто мешает... Через год таких тренировок внутренний диспетчер ребёнка (термин А.С.Валявского) начинает лучше справляться со своей работой. Отсюда и рост результатов на других уроках. Таким образом, оригами с нашей точки зрения является в начальной школе великолепным тренажёром для работы нервной системы в целом. Главный
редактор Сергей АФОНЬКИН |
|
||
|
|| ⇦: |
|
||
|
|
|
||