Оригами № 5(15) 1998

 

 

 

Бабушка американского оригами

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Лилиан Оппенгеймер — «крёст­ной бабушки» американского оригами. Все ведущие центры и общества оригами в мире отмечают эту круглую дату, и наш журнал присоединяется к этим поздравлениям. Вклад Лилиан в популяризацию и распространение искусства складывания на Западе трудно переоценить.

Лилиан Оппенгеймер

 

 

 

Впервые она увлеклась оригами ещё в тридцатых годах, когда её дочь Молли тяжело болела менингитом. Лилиан проводила у её кро­вати сутки напролет, и чтобы как-то раз­влечь себя и свою дочь, начала складывать немудрёные фигурки из бумаги, схемы складывания которых нашла в одной из ан­глоязычных книг, посвящённых домашним развлечениям.

После благополучного выздоровления Молли прошло много лет, пока в конце пятидесятых годов у Лилиан вновь не возник интерес к складыванию. На этот раз она попыта­лась, и вполне успешно, придать своему увлечению общественное звучание. Лилиан начала показывать процесс складывания на телевидении, выступала по радио, писала об оригами статьи в местные газеты.

Обозреватель газеты «Нью Йорк Тайме» Майер Бергер писал в 1958 году: «Её умелые руки творят настоящие ювелирные украшения из бумаги!» Именно благодаря этой неиссякаемой активности в 1972 году Музей Естественной Истории начал украшать рождественскую ёлку изделиями в технике оригами. Кстати сказать, этот обычай продолжается и по сей день.

В шестидесятые и семидесятые годы каждый понедельник в нью-йоркской квартире Лилиан собирался кружок любителей складывания. На этих ежене­дельных посиделках побывало в общей сложности огромное количество народу. Среди гостей Лилиан, ча­сто остававшихся погостить в её открытом для всех доме, побывали почти все ныне хорошо извест­ные ведущие оригамисты мира.

На протяжении многих лет Лилиан вела обширную переписку с теми, кто не мог по тем или иным причинам навестить её лично. В конце шестидесятых годов её общественная ак­тивность породила образование Американского и Британского центров оригами, а затем оказывала влия­ние на образование центров оригами и в других странах — итальянских центров оригами в Турине и Фло­ренции (1977 и 1978 гг.), во Франции (1978 г.), в Нидерландах и Бельгии (1979 г.), а также испанского центра бумагоскладывания в Барселоне (1982 г.).

Плотные занятия оригами не мешали её насыщенной семейной жизни. Она дважды была замужем, родив троих сыновей (Вильяма, Мартина и Джозефа) и дочь Розали, которая сейчас живёт в Иерусалиме и пытается развивать оригами в Израиле. Лилиан ушла из жизни после тяжё­лой операции на сердце, когда ей было 93 года, окружённая 26 внуками и внучками и 30 правнуками!

Энергия этой открытой людям и миру женщины, лежавшая в основе развития оригами в США, до сих пор про­должает оказывать влияние на вовлечение всё новых и новых почитателей складывания в Америке. Память о Лилиан живёт в сердцах тысяч американских оригамистов.

 

 

 

:  История бумаги

: Ювелир из Пенсильвании

(Оглавление № 15)

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz