|
Оригами № 5(15) 1998
|
|
||
|
Оригами — не культ! Общаясь с методистами от
педагогики, нечасто, но всё же порой удаётся услышать их достаточно резкое
мнение о том, что оригами — это японское культовое религиозное искусство, и поэтому
его ни в коем случае нельзя внедрять в отечественные школы. Такой точки
зрения, к примеру, придерживается методист кафедры ИЗО Университета
педагогического мастерства Санкт-Петербурга Татьяна
Михайловна Кадомская. Подобные воззрения возникают, с одной стороны,
от естественного и вполне оправданного желания методистов оградить школу от
проникновения в неё различных сект, которых действительно развелось в нашей
стране в последнее время немало. С другой стороны, когда речь заходит об
оригами, такая крайняя оценка возникает благодаря недостаточной
осведомлённости о современном состоянии и позиции искусства складывания в
мире. Действительно, оригами
возникало и зарождалось около тысячи лет назад как храмовое японское
искусство. Несколько классических фигурок и сейчас напоминает нам об этом.
Историю их появления на свет ученики могут узнать лишь в том случае, если
педагог её знает и захочет подробно пояснить. Все остальные десятки тысяч
работ, с малой частью которых знакомятся ребята при изучении оригами,
являются плодом изобретательства наших современников, живущих в странах с
разными экономическими и политическими системами. Эти люди придерживаются
порой разных взглядов, которые, однако, не находят своего воплощения в их
творениях из бумаги. Можно смело утверждать,
что современное оригами — это совершенно неидеологизированное искусство,
сводящееся к познанию свойств удивительного материала — бумаги и к изучению
математических закономерностей, возникающих при складывании. Утверждать иное
— всё равно, что настаивать на том, что шахматы являются тайным рассадником
идей монархизма (там ведь главные фигуры — король и королева), а футбол
способствует внедрению в нашу жизнь древних кровавых культов южноамериканских
индейцев (игра в мяч у них изначально была ритуальным обрядом,
заканчивавшимся принесением в жертву капитана проигравшей команды). Как отдельный предмет
оригами в школе всё ещё остается новой и оригинальной дисциплиной для
большинства педагогических коллективов. С другой стороны оригами (складывание
отдельных фигурок из бумаги) включено в программу и изучается не только в
детском саду, но и на уроках труда в начальной школе. Ещё в 1995 году
Министерство образования РФ, рассмотрев содержание книги С.Ю. Афонысина, Е.Ю.
Афонькиной "Уроки оригами в школе и дома", М. "Аким", 208
стр., выдало гриф "Рекомендовано", а в сопроводительной записке
отметило: "... предлагаемый в книге материал
соответствует современным требованиям, целям и задачам трудового воспитания и
обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации..." Однако некоторые
чиновники от образования знают о существовании оригами лишь понаслышке либо
вообще такого слова не слышали! О положительном психическом и личностном
развитии детей посредством систематических занятий оригами на основе
научного подхода и изучения этой темы психологами, педагогами и методистами
уже сказано и написано немало. Однако редко, но всё же то тут, то там
появляются "методисты от образования", которые, не будучи
специалистами в данной конкретной области творчества и главное не пытаясь
разобраться и вникнуть в суть темы и предмета, огульно охаивают оригами,
заявляя, что «оно нам чуждо и вредно». В такой ситуации учителям, преподающим
оригами, приходится самим активно бороться и доказывать свою правоту, писать
письма с просьбой о поддержке в вышестоящие органы образования и редакцию
нашего журнала... К счастью, с подобным
отношением к преподаванию искусства складывания из бумаги приходится сталкиваться
нечасто. Большинство людей, облечённых определённой педагогической властью —
заведующие дошкольными образовательными учреждениями, директора школ и домов
творчества, районные и городские методисты, — стараются поддерживать
энтузиастов-одиночек, разрабатывающих собственные авторские программы и
внедряющих изучение и преподавание оригами в нашей стране. Но наш оптимизм
при оценках перспектив преподавания складывания опирается даже не на эти отрадные
явления. Оригами очень нравится самим детям. А это залог успеха оригами в будущем! Главный редактор С.
Афонькин |
|
||
|
|| ⇦: |
|
||
|
|
|
||