Выступления  на VI Всеукраинской выставки-семинаре

по оригами и бумагопластике «Город оригами» (Полтава-2010)

 

«Философские путешествия с оригами»

(тезисы)

 

Из опыта работы  Антоновой М.А.,

г. Житомир,

 

Работа — клуб «Оригами» и Народный университет (при МАУП)

 с курсом подготовки инструкторов–преподавателей оригами

 

«…хотя мысли мои тяжелы для понимания,

 но таят в себе истину; они похожи на сейфы,

 где лежит золото»

Джон Буньян из книги «Путешествие Пилигрима»

 

 

 

 

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

В этом году попалось в руки книжечка «Путешествие пилигрима в рисунках.

Пилигрим - значение этого слова: благочестивый странник, христианский паломник, путешественник.

Любой творческий человек - это Путешественник, которому не скучно и всё интересно.

Поделюсь с вами некоторыми наблюдениями «путешествий по стране оригами».

 

 

 

Вступление:

Приглашение в путешествие или как мы смотрим и что мы видим.

Мы находимся в поле праздника Пасхи, и это накладывает дополнительную ответственность на все наши дела и поступки.

Предлагаю вспомнить Евангельский рассказ о воскресении Лазаря. Лазарю было сказано: «Вставай и иди!»: он встал, а идти не может, замотан пеленами. И, тогда, ему на помощь пришли друзья (ДРУГ - дар руки Господней).

Вывод: воскрешает только Бог, а вот помогать «разматываться» от некоторых запутанностей: житейских, логических, творческих нам всем предписано как миссия по отношению друг к другу.

С другой стороны, принять помощь легче от людей единомышленников. Объединяет людей обычно общее дело или мысль о таком деле в будущем (замысел, идея). Все мы, кто-то раньше, кто-то позже пересеклись с оригами. Это первый шаг - прикосновение к идее, а чтобы идея стала действительностью нужны усилия над собой, нужно, чтобы сработала «схемка», см.: рис.1,

 

 

 

«intuitio»

предчувствие

«emotio»

чувство

 

P.S. Даже чтобы попасть на этот семинар, должна была сработать основа + устремление, которое «подняло» нас вперёд и вверх.

 

 

«ratio»

осознание

 

«actio»

поступок

 

Рис.1. Гармоничное развитие идеи

 

Такая матрица-квадратик, в общем, является основой любых дел и явлений на Земле (см. рис.2 и 3):

 

 

 

Я

Семья

 

Религия

Направление

 

Наука

объяснение

 

Общество

Господь

 

Философия

поиск  

Искусство

стимул

 

Рис.2. Гармоничное развитие личности

Рис. 3.Гармоничное развитие общества

 

 

 

Любая встреча единомышленников - это всегда СОБОР (совокупность Божественных реалий). Оригамисты - это люди, которые устремились к самосовершенствованию, а в этом деле важно общение, группа, соборное поле. «Железо, железо острит» - подтверждает народная мудрость. Используем оригами как дидактический (обучающий) материал. Мне нравится называть такое складывание «уроками умного складывания».

Сложим модель: Голубиная почта (авт. Нина Острун, Россия)

Для встречи нужна информация – символ, письмо. Поэтапность в складывании даст возможность «увидеть» принципы «видения» друг друга или любых жизненных явлений в развитии  (участники семинара складывают поделку вслед за выступающей).

 

 

 

Тезис 1. Вопросы к оригами как к предмету искусства.

Оригами родилось в Восточной культуре, и долгое время исполняло определённые роли, связанные с Востоком.

Но, закрепившись в Западной культуре, оригами становиться предметом искусства (хорошо это или не очень, отдельный вопрос). К. Маркс говорил: «Предмет искусства, также как всякий другой продукт, создаёт публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой». «Без производства нет потребления, без потребления нет производства».

Мы "наплодили" оригами и хотим мы или не хотим, встаёт вопрос как наши «оригамские детки» устоятся в этом мире.

Маленькое размышление перед следующим шагом.

Вспомним свои истоки.

Отец творит дитя: «вдувает» в нас свои Божественные качества:

·                 ТВОРЧЕСТВО — СВОБОДОИЗЛИЯНИЕ

·                 ЖЕРТВЕННОСТЬ — СЛУЖЕНИЕ

·                 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ВСЕПРОЩЕНИЕ

Показывает Эдемский сад и даёт прямое указание: окультуривайте данное вам пространство.

По сути КУЛЬТУРА (от лат. возделывание, обрабатывание, воспитание, развитие, почитание) — это различные виды и типы устроения жизни, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в ходе общественно-исторического делания.

 

Зная последующие события, мы оказались на Земле, где любые понятия раздваиваются или расстраиваются, т.е проявляются в "+" и в "—".

Пример: Служение (с большой буквы)— служение возможно большему количеству людей,

              ( среднее) — только «своим»,

              (в минусе)—«Ещё чего? Пусть мне служат».

 

 

 

Продолжение тезиса 1. Творчество и Свободоизлияние.

Первые качества, которые мы проявляем, создавая свои оригами, это творчество и свободоизлияние. Появившись в мире, т.е. проявив внешний изобразительный облик, оригами приобретает культурное и эстетическое бытие и почти сразу же появляется задача вскрыть содержательное начало этого облика, которое сможет объединить оригамиста - художника и зрителя.

Можно поставить вопросы:

К чему в человеке обращается оригами?

Какой человеческой потребности отвечает его появление?

Это вопросы и к общему направлению и к отдельным авторским работам в этой технике.

 

Хотя по большому счёту можно и без вопросов прожить. Предлагаю «по-оригамничать».

Модель: Мешочек (для вопросов) (авт. Винсент Флодерер – франц. художник – оригамист, который создаёт неповторимый мир красоты в области упаковок).

(участники семинара складывают поделку вслед за выступающей)

 

 

 

 

Тезис 2. Место встречи произведения искусства и зрителя.

Встреча произведения искусства и зрителя нуждается в месте и среде.

Рассмотрим такие искусства как музыка и поэзия, которые предполагают исполнителя-посредника между автором и слушателем. Для них разработаны способы-указания как играть, как читать партитуру, текст. Важно, что автор и исполнитель использует один инструментарий.

Оригами при «церемониальных» проявлениях тоже может иметь посредника-исполнителя.

А вот для готовых оригами задачу «исполнительства» берёт на себя выставка (exposition - от лат. глагола « представлять», « выставлять», «излагать», «объяснять», «описывать»; от лат. прилагательного «высаживать», «выкидывать», «оставлять незащищённым», «подкидывать (младенца)»

Поль Валери так оценивал судьбу произведений искусств

в современном музее: «Живопись и Скульптура — это брошенные дети. У них умерла мать – мать их Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначение, пределы» (статья «Об искусстве»).

Предлагаю внимательно прочитать значения других слов, близких к слову «экспозиция». Может, и возникнут мысли, каким образом выставлять оригами и как уберечь их на выставках от «сиротства».

 

Значение слова Выставка (прямое, переносное и толкования)

из словаря Ефремовой:

1. Показ предметов, выставленных для народного обозрения. // Совокупность предметов, выставленных для такого показа. // Место такого показа.

2. перен. Представление напоказ каких-л. качеств, свойств и т.п. // Представление кого-л., чего-л. для оценки их достоинств.

 

Из словаря Ожегова:

1) Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

2) Освещённость, соответствующая выдержке.

3) Размещение предметов для обозрения.

4) Их совокупность.

 

Значение слов Вернисаж и Галерея (прямое, переносное и толкования) из Энциклопедического словаря:

Вернисаж - (франц. vernissage - букв. - покрытые лаком), торжественное открытие выставки. Название происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием выставки.

Галерея (франц. galerie, от итал. gal-leria),

1) длинное крытое светлое помещение, в котором обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. С 1-й половины 16 в. и особенно в эпоху барокко в европейской дворцовой архитектуре складывается новый тип Галереи - обширного зала со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен (илл. см. т. 4, табл.). В подобных Галереях с 17 в. размещались художественные коллекции владельцев дворцов. Позже Галереями стали называть художественные музеи, а также их отделы. В современной архитектуре Галерея являются важным функциональным элементом галерейных домов.

2) Верхний ярус зрительного зала (галёрка).

3) В переносном смысле - длинный ряд, вереница (например, Галерея типов).

 

 

 

Некоторые идеи-выводы

1.Ответственность и Всепрощение.

Ответственность для творческого человека, на мой взгляд, выражается во включении в творческое понимание того, что ты делаешь.

Сейчас профессионально занимаются оригами больше европейцы, чем японцы и это логично.

Приведу цитату из книги Бахтина «Эстетика словесного творчества»:

«Существует очень живучее преставление о том, что для лучшего понимания чужой культуры надо как бы переселиться в неё и, забыв свою, глядеть на мир глазами этой чужой культуры…но тогда оно было бы простым дублированием и не несло бы в себе ничего нового и обогащающего. Творческое понимание не отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего не забывает. Великое дело для понимания, это вненаходимость понимающего во времени и пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет творчески понять.

Даже свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить в её целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие».

Оригами в культурах разных народов будут всегда разными.

 

2.Жертвенность и Служение.

Идея творчества есть идея подвижничества.

«…нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей» ( Ван Гог «Письма»).

«Произведение искусства позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью» (Поль Валери «Об искусстве»).

Искусство является произведением общения – как в значении результата, так и в значении направленности действия на созидание человеческих отношений. Произведение искусства посредством знаков и образов преобразует человеческую личность и выявляет в ней для неё же самой неведомые возможности.

 

 

 

Примечания:

Поль Валери́ (фр. Paul Valéry; наст. имя Амбруа́з Поль Туссе́н Жюль Валери́ (фр. Ambroise Paul Toussaint Jules Valéry); 30 октября 1871, Сет, деп. Эро — 20 июля 1945, Париж) — французский поэт, эссеист, философ. Поль Валери известен не только своими стихами и прозой, но и как автор многочисленных эссе и афоризмов, посвящённых искусству, истории, литературе, музыке.

 

Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва) — русский философ, литературовед и теоретик искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник подхода драматического полифонизма (многоголосия) в произведении искусства. Исследуя художественные основоположения романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию всеобщей народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея. Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Участвовал в написании книги «Марксизм и философия языка» (1929), обнародованной под именем В. Н. Волошинова.

 

Винсе́нт Ви́ллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).

 

 

 

 

К программе VI Всеукраинской выставки семинара по оригами

 

 

 

 



Hosted by uCoz