|
|
|
||||||||
|
Выступления на VI Всеукраинской выставки-семинаре по оригами и бумагопластике
«Город оригами» (Полтава-2010) «Философские путешествия с оригами» (тезисы) Из опыта
работы Антоновой
М.А., г. Житомир, Работа — клуб «Оригами» и Народный
университет (при МАУП) с курсом подготовки
инструкторов–преподавателей оригами «…хотя мысли мои тяжелы для понимания, но
таят в себе истину; они похожи на сейфы, где лежит золото» Джон Буньян из книги «Путешествие Пилигрима» |
|
||||||||
|
ХРИСТОС ВОСКРЕС! В этом году попалось
в руки книжечка «Путешествие пилигрима в рисунках. Пилигрим -
значение этого слова: благочестивый
странник, христианский паломник, путешественник. Любой творческий человек
- это Путешественник, которому не скучно и всё интересно. Поделюсь с вами
некоторыми наблюдениями «путешествий по стране оригами». |
|
||||||||
|
Вступление: Приглашение в путешествие или как мы
смотрим и что мы видим. Мы находимся
в поле праздника Пасхи, и это накладывает дополнительную ответственность на
все наши дела и поступки. Предлагаю
вспомнить Евангельский рассказ о воскресении Лазаря. Лазарю было сказано:
«Вставай и иди!»: он встал, а идти не может, замотан пеленами. И, тогда, ему
на помощь пришли друзья (ДРУГ - дар руки Господней). Вывод: воскрешает только Бог, а вот помогать «разматываться» от некоторых
запутанностей: житейских, логических, творческих нам всем предписано как
миссия по отношению друг к другу. С другой
стороны, принять помощь легче от людей единомышленников. Объединяет людей
обычно общее дело или мысль о таком деле в будущем (замысел, идея). Все мы,
кто-то раньше, кто-то позже пересеклись с оригами. Это первый шаг -
прикосновение к идее, а чтобы идея стала действительностью нужны усилия над
собой, нужно, чтобы сработала «схемка», см.: рис.1, |
|
||||||||
|
«intuitio» предчувствие |
«emotio» чувство |
|
P.S. Даже чтобы попасть на этот семинар, должна
была сработать основа + устремление, которое «подняло» нас вперёд и вверх. |
|
|||||
«ratio» осознание |
«actio» поступок |
|||||||||
|
Рис.1. Гармоничное развитие идеи Такая
матрица-квадратик, в общем, является основой любых дел и явлений на Земле
(см. рис.2 и 3): |
|
||||||||
|
Я |
Семья |
|
Религия Направление |
Наука объяснение |
|
||||
Общество |
Господь |
|
Философия поиск |
Искусство стимул |
||||||
|
Рис.2. Гармоничное развитие личности |
Рис. 3.Гармоничное развитие общества |
|
|||||||
|
Любая встреча
единомышленников - это всегда СОБОР (совокупность Божественных реалий). Оригамисты
- это люди, которые устремились к самосовершенствованию, а в этом деле важно
общение, группа, соборное поле. «Железо, железо острит» - подтверждает
народная мудрость. Используем оригами как дидактический (обучающий) материал.
Мне нравится называть такое складывание «уроками умного складывания». Сложим модель: Голубиная почта (авт. Нина Острун, Россия) Для встречи нужна
информация – символ, письмо. Поэтапность в складывании даст возможность
«увидеть» принципы «видения» друг друга или любых жизненных явлений в
развитии (участники семинара
складывают поделку вслед за выступающей). |
|
||||||||
|
Тезис 1. Вопросы к оригами как к предмету искусства. Оригами
родилось в Восточной культуре, и долгое время исполняло определённые роли, связанные
с Востоком. Но,
закрепившись в Западной культуре, оригами становиться предметом искусства
(хорошо это или не очень, отдельный вопрос). К. Маркс говорил: «Предмет
искусства, также как всякий другой продукт, создаёт публику, понимающую
искусство и способную наслаждаться красотой». «Без производства нет
потребления, без потребления нет производства». Мы
"наплодили" оригами и хотим мы или не хотим, встаёт вопрос как наши
«оригамские детки» устоятся в этом мире. Маленькое размышление перед следующим шагом. Вспомним свои
истоки. Отец творит дитя:
«вдувает» в нас свои Божественные качества: ·
ТВОРЧЕСТВО — СВОБОДОИЗЛИЯНИЕ ·
ЖЕРТВЕННОСТЬ — СЛУЖЕНИЕ ·
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ВСЕПРОЩЕНИЕ Показывает
Эдемский сад и даёт прямое указание: окультуривайте данное вам пространство. По
сути КУЛЬТУРА (от лат. возделывание, обрабатывание, воспитание, развитие,
почитание) — это различные виды и типы устроения жизни, совокупность
материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в ходе
общественно-исторического делания. Зная последующие
события, мы оказались на Земле, где любые понятия раздваиваются или
расстраиваются, т.е проявляются в "+" и в "—". Пример: Служение
(с большой буквы)— служение возможно большему количеству людей, ( среднее) — только «своим», (в минусе)—«Ещё чего? Пусть мне
служат». |
|
||||||||
|
Продолжение тезиса 1. Творчество и Свободоизлияние. Первые
качества, которые мы проявляем, создавая свои оригами, это творчество и свободоизлияние.
Появившись в мире, т.е. проявив внешний изобразительный облик, оригами
приобретает культурное и эстетическое бытие и почти сразу же появляется
задача вскрыть содержательное начало этого облика, которое сможет объединить
оригамиста - художника и зрителя. Можно
поставить вопросы: К
чему в человеке обращается оригами? Какой
человеческой потребности отвечает его появление? Это
вопросы и к общему направлению и к отдельным авторским работам в этой
технике. Хотя
по большому счёту можно и без вопросов прожить. Предлагаю «по-оригамничать». Модель:
Мешочек (для вопросов) (авт. Винсент Флодерер – франц. художник – оригамист,
который создаёт неповторимый мир красоты в области упаковок). (участники семинара складывают
поделку вслед за выступающей) |
|
||||||||
|
Тезис 2. Место
встречи произведения искусства и зрителя. Встреча
произведения искусства и зрителя нуждается в месте и среде. Рассмотрим
такие искусства как музыка и поэзия, которые предполагают исполнителя-посредника
между автором и слушателем. Для них разработаны способы-указания как играть,
как читать партитуру, текст. Важно, что автор и исполнитель использует один
инструментарий. Оригами
при «церемониальных» проявлениях тоже может иметь посредника-исполнителя. А вот
для готовых оригами задачу «исполнительства» берёт на себя выставка
(exposition - от лат. глагола « представлять», « выставлять», «излагать»,
«объяснять», «описывать»; от лат. прилагательного «высаживать», «выкидывать»,
«оставлять незащищённым», «подкидывать (младенца)» Поль
Валери так оценивал судьбу произведений искусств в
современном музее: «Живопись и Скульптура — это брошенные дети. У них умерла
мать – мать их Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначение,
пределы» (статья «Об искусстве»). Предлагаю внимательно прочитать значения
других слов, близких к слову «экспозиция». Может, и возникнут мысли, каким
образом выставлять оригами и как уберечь их на выставках от «сиротства». Значение
слова Выставка (прямое, переносное
и толкования) из
словаря Ефремовой: 1. Показ
предметов, выставленных для народного обозрения. // Совокупность предметов,
выставленных для такого показа. // Место такого показа. 2. перен.
Представление напоказ каких-л. качеств, свойств и т.п. // Представление
кого-л., чего-л. для оценки их достоинств. Из
словаря Ожегова: 1) Вступительная
часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые
развиваются в дальнейшем. 2)
Освещённость, соответствующая выдержке. 3)
Размещение предметов для обозрения. 4) Их
совокупность. Значение
слов Вернисаж и Галерея (прямое,
переносное и толкования) из Энциклопедического словаря: Вернисаж - (франц.
vernissage - букв. - покрытые лаком), торжественное открытие выставки. Название
происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием выставки. Галерея (франц. galerie, от итал.
gal-leria), 1)
длинное крытое светлое помещение, в котором обычно одну из продольных стен
заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. С 1-й половины 16 в.
и особенно в эпоху барокко в европейской дворцовой архитектуре складывается
новый тип Галереи - обширного зала со сплошным рядом больших окон в одной из
продольных стен (илл. см. т. 4, табл.). В подобных Галереях с 17 в.
размещались художественные коллекции владельцев дворцов. Позже Галереями
стали называть художественные музеи, а также их отделы. В современной
архитектуре Галерея являются важным функциональным элементом галерейных
домов. 2)
Верхний ярус зрительного зала (галёрка). 3) В
переносном смысле - длинный ряд, вереница (например, Галерея типов). |
|
||||||||
|
Некоторые идеи-выводы 1.Ответственность и Всепрощение. Ответственность
для творческого человека, на мой взгляд, выражается во включении в творческое понимание того, что ты делаешь. Сейчас
профессионально занимаются оригами больше европейцы, чем японцы и это
логично. Приведу
цитату из книги Бахтина «Эстетика словесного творчества»: «Существует
очень живучее преставление о том, что для лучшего понимания чужой культуры
надо как бы переселиться в неё и, забыв свою, глядеть на мир глазами этой
чужой культуры…но тогда оно было бы простым дублированием и не несло бы в
себе ничего нового и обогащающего. Творческое понимание не
отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего
не забывает. Великое дело для понимания, это вненаходимость понимающего
во времени и пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет
творчески понять. Даже
свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и
осмыслить в её целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную
наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей
пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие». Оригами
в культурах разных народов будут всегда разными. 2.Жертвенность и Служение. Идея
творчества есть идея подвижничества. «…нет
ничего более подлинно художественного, чем любить людей» ( Ван Гог «Письма»). «Произведение
искусства позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на
них глядели с любовью» (Поль Валери «Об искусстве»). Искусство
является произведением общения – как в значении результата, так и в
значении направленности действия на созидание человеческих отношений. Произведение
искусства посредством знаков и образов преобразует человеческую личность и
выявляет в ней для неё же самой неведомые возможности. |
|
||||||||
|
Примечания: Поль
Валери́ (фр. Paul Valéry; наст. имя
Амбруа́з Поль Туссе́н Жюль Валери́ (фр. Ambroise Paul
Toussaint Jules Valéry); 30 октября 1871, Сет, деп. Эро — 20 июля
1945, Париж) — французский поэт, эссеист, философ. Поль Валери известен не
только своими стихами и прозой, но и как автор многочисленных эссе и
афоризмов, посвящённых искусству, истории, литературе, музыке. Михаи́л
Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл —
6 марта 1975, Москва) — русский философ, литературовед и теоретик искусства.
Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник
подхода драматического полифонизма (многоголосия) в произведении искусства.
Исследуя художественные основоположения романа Франсуа Рабле, Бахтин развил
теорию всеобщей народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие
литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп,
карнавализация, мениппея. Бахтин — автор нескольких лингвистических работ,
посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров.
Участвовал в написании книги «Марксизм и философия языка» (1929), обнародованной
под именем В. Н. Волошинова. Винсе́нт
Ви́ллем ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30
марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890,
Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский
художник-постимпрессионист. Пламенный художественный темперамент, мучительный
порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными
человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга
пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван
Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное
кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет
одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей
(«Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня
ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам). |
|
||||||||
|
К программе VI Всеукраинской выставки семинара по оригами |
|
||||||||