Текстовые труды VIII Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 2-3 ноября 2005 г.

 

 

 

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОРИГАМИ И ГЕОМЕТРИЯ»

Белим С.Н. г. Омск

Традиционный курс математики позволяет ребёнку освоить инструменты вычислений на примерах формальных задач, не связывая их с практической деятельностью. Учитель может предложить ученику различные задачи, содержащие примеры из практической деятельности людей, но решение этих задач не погружает ребёнка в реальную практическую ситуацию, он лишь производит формальные расчеты и создаёт алгоритмы решения. Такой подход не создаёт условий для проверки результатов решения задач в реальных условиях, в деятельности. В результате математика становится для ученика формальной наукой, состоящей из набора формул и алгоритмов их использования («Математика ради математики»). Учащиеся, имеющие предметное или образное мышление, становятся невосприимчивыми к формальному подходу в обучении математики. Отсюда не успешность в освоении курса.

С 1995 года в учебный процесс в гимназии № 139 начали внедряться методы оригами, сначала как факультативные занятия, а затем фрагментарно на уроках геометрии. Учащиеся классов, в которых элементы оригами регулярно использовались в курсе геометрии, демонстрировали более высокий уровень понимания базовых геометрических понятий, и, как следствие, более лёгкое овладение остальным материалом. Наибольшую трудность вызывает понимание абстрактных геометрических понятий, и, как следствие, низкий уровень навыков работы с ними

Применения оригами к изучению отдельных тем курса геометрии показал эффективность предлагаемого подхода. Проведенная диагностика уровня обученности учащихся подтверждает принципиальную реализуемость предлагаемого подхода, эффективность и целесообразность использования такого материала в практике работы школ и классов различного профиля.

Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.

Углубление реализуется на базе обучения решения математических задач методами оригами, требующих применения логической и операционной культуры, развивающих научно- теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации, задачи исследовательского характера. Основная методическая установка курса -организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Задачи курса

1. Демонстрация методов математического моделирования в приложении к решению конкретных практических задач.

2. Развитие моторной памяти.

3. Повышение мотивации к изучению геометрии учащимися с "гуманитарным" типом мышления.

4. Использование деятельностного подхода в обучении математики. Итоги реализации программы элективного курса предполагается

отслеживать по специальным умениям и навыкам, развиваемым у учащихся.

  Умение проводить оценку результатов вычислений

  Умение проводить оценку точности измерений.

  Умение выбрать оптимальный путь решения задачи. Применение оригами в элективном курсе математики решает ряд

задач, направленных на формирование предметных знаний и умений учащихся в деятельности.

Во-первых, оригами позволяет демонстрировать методы математического моделирования в приложении к решению конкретных практических задач. И, что наиболее важно, легко видеть совпадение

результатов формальной математической модели с практически наблюдаемым положением вещей.

Во-вторых, решается проблема использования деятельностного подхода в обучении математике

В-третьих, наряду с дидактическими задачами решается проблема развития моторной памяти. Как известно, развитие моторики у детей младшего школьного возраста является необходимой составляющей обще интеллектуального развития. Но и у старшеклассников привлечение дополнительного типа памяти, безусловно, повышает эффективность обучения. Более того, сложные геометрические понятия становятся легкодоступными учащимся, у которых предметное мышление превалирует над абстрактным.

В-четвёртых, оригами привносит в строго формальный курс школьной математики элементы эстетического воспитания. Элементы художественного творчества не только повышают общий уровень развития школьников, но и служат мотивацией к изучению геометрии учащимися с «гуманитарным» типом мышления.

В-пятых, применение оригами на уроках геометрии позволяет формировать одни и те же понятия с различных точек зрения, что в значительной степени облегчает их понимание. Более того, такая вариативность в подходах предоставляет учащимся право выбора, что ведет к значительной гуманизации курса математики в целом.

Итоги полученных умений и навыков учащимся можно продемонстрировать на Конференциях "Оригами в учебном процессе" на секции "Творческая лаборатория учащихся", на НОУ на секциях "Прикладная направленность математики", олимпиадах ДООМ (дистанционно обучающих олимпиадах по математике).

 

 

 

:  Применение оригами в курсе геометрии

:  Творчество – путь к изобретательности

(Огл. материалов Конф.)

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz