|
Текстовые
труды V Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 25-27 марта |
|
||||
|
Применение элементов
оригами на уроках математики
в 5-9 классах Белим С.Н. учитель математики НОУ ЦОР. г. Омск |
|
||||
|
Тема |
Содержание |
Рекомендации |
|
||
|
|
5 класс |
|
|
||
|
Натуральные числа |
Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. |
Рассмотреть понятие прямой и отрезка с помощью сгибов. Сложить фигурку птицы, проговаривая в процессе складывания, какие геометрические фигуры образуются и какие можно назвать в конечном результате. |
|
||
|
|
Прямоугольный параллелепипед |
Сложить модели прямоугольного параллелепипеда и куба. Рассмотреть элементы этих | геометрических тел и понятия площади поверхности и объёма, используя модели. |
|
||
|
Дробные числа |
Доли |
Деление квадрата и прямоугольника на равные части с помощью сгибов. Рассмотреть задачу деления площади участка прямоугольной и квадратной формы между четырьмя братьями (рассмотреть все возможные способы деления). |
|
||
|
|
Угол. Прямой и развёрнутый угол. |
С помощью сгибов показать получение прямого угла из развёрнутого. Изготовить фигурку (домик с трубой), в процессе складывания проследить образование прямого и развёрнутого углов. |
|
||
|
|
6 класс |
|
|
||
|
Отношения и пропорции |
Отношение |
Отношение сторон листа А4 (1 сторона -сторона квадрата, 2 сторона - сторона равная диагонали этого квадрата). Сложить открытку из прямоугольника с соотношением сторон 1:2 (1:3, 1:4). Установить какую роль играет отношение сторон прямоугольника, при складывании определённой фигуры. |
|
||
|
|
7 класс |
|
|
||
|
Начальные геометрические сведения |
Точка, прямая, отрезок. |
Иллюстрация с помощью сгибов понятия прямая-линия сгиба, точка-пересечение прямых. Иллюстрация взаимного расположения прямых на плоскости (плоскость- лист бумаги, прямые - линии сгибов). Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. |
|
||
|
|
Угол |
Иллюстрация с помощью сгибов произвольного угла и его биссектрисы. |
|
||
|
|
Равенство фигур |
Проверить равенство фигур наложением с помощью сгибов, получить равные фигуры с помощью сгибов наложением. |
|
||
|
|
Сравнение отрезков и углов. Свойства отрезков и углов. |
Иллюстрация свойств отрезков и углов с помощью сгибания полоски бумаги. I |
|
||
|
|
Смежные и вертикальные утлы. |
С помощью сгибов наложением проиллюстрировать равенство вертикальных углов. |
|
||
|
|
Перпендикулярные прямые |
Иллюстрация свойства перпендикулярности двух прямых третьей. |
|
||
|
|
Перпендикуляр к прямой |
Иллюстрация свойства: единственность перпендикуляра, проведённого из точки к прямой. |
|
||
|
Треугольник |
Первый признак равенства треугольника |
Иллюстрация признака с помощью сгибов. |
|
||
|
|
Медиана, биссектриса и высота треугольника. |
Проверить свойства медиан, биссектрис и высот треугольника с помощью сгибов для всех видов треугольников (остроугольного, прямоугольного и тупоугольного). Сделать вывод о расположении точки пересечения для каждого вида треугольника .(Треугольник получить с помощью сгибов, а затем проверять свойства не вырезая треугольник). |
|
||
|
|
Свойства равнобедренного треугольника |
Иллюстрация свойств с помощью сгибов (предварительно получить с помощью сгибов равнобедренный треугольник). |
|
||
|
|
Второй и третий признаки равенства треугольников |
Иллюстрация признаков с помощью сгибов. |
|
||
|
Параллельные прямые |
Признаки параллельности двух прямых |
Иллюстрация признаков с помощью сгибов, а затем математическое обоснование. |
|
||
|
|
Аксиомы параллельных прямых |
Иллюстрация аксиом с помощью сгибов полоски бумаги. Решение задач с помощью сгибов по теме «Параллельные прямые»: 196, 197, 198, 199, 211, 212. |
|
||
|
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
Сумма углов треугольника |
Иллюстрация теоремы о сумме углов треугольника для всех видов треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, треугольники, полученные с помощью сгибов вырезать по контуру). Решение задач с помощью сгибов по теме «Сумма углов треугольника»: 226, 231,233. |
|
||
|
|
Неравенство треугольника |
Иллюстрация с помощью сгибов теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника. Решение задач: 238, 239, 240,242, 243. |
|
||
|
|
Прямоугольные треугольники |
Иллюстрация с помощью сгибов свойства катета, лежащего против угла 30°. Решение задач: 266, 270. |
|
||
|
|
8 класс |
|
|
||
|
Четырёхугольники |
Многоугольники |
Иллюстрация с помощью сгибов выпуклого и невыпуклого многоугольника |
|
||
|
Параллелограмм |
Иллюстрация с помощью сгибов свойств и признаков параллелограмма. Получение параллелограмма с помощью сгибов, используя определение и его свойства из произвольного листа бумаги. |
|
|||
|
Прямоугольник, ромб, квадрат |
Иллюстрация с помощью сгибов свойств прямоугольника, ромба, квадрата. Получение прямоугольника, ромба, квадрата с помощью сгибов из произвольного листа бумаги, используя их свойства. |
|
|||
|
Теорема Фалеса |
Иллюстрация с помощью сгибов теоремы Фалеса |
|
|||
|
Осевая и центральная симметрия |
Изготовление фигурок: самолёт и вертушка. На фигурке указать ось симметрии и центр симметрии. По теме «Четырёхугольники» с помощью сгибов можно решить задачи: 378, 379, 382, 404, 419, 417, 416, 420, 422, 423. |
|
|||
|
Площадь |
Теорема Пифагора |
Иллюстрация с помощью сгибов теоремы Пифагора. Рекомендуемые задачи: 506, 508, 509. |
|
||
|
Окружность |
Четыре замечательных точки треугольника |
Иллюстрация с помощью сгибов замечательных точек треугольника, а затем после выводов математическое обоснование. Рекомендуемые задачи по данной теме: 674, 682, 683, 684, 687, 688. |
|
||
|
|
9 класс |
|
|
||
|
Правильные многоугольники |
Угол правильного многоугольника |
Лабораторная работа «Получение правильного многоугольника, используя формулу угла правильного многоугольника» Изготовление правильных и полуправильных паркетов. Рекомендуемые задачи по теме «Правильные многоугольники», решение которых можно проиллюстрировать с помощью сгибов: 1078, 1080,1085, 1086, 1141. |
|
||
|
Движение |
Осевая симметрия |
Изготовить фигурки: ходунчик, паучок. Указать ось симметрии и проверить симметричность фигурок относительно оси симметрии. |
|
||
|
|
Центральная симметрия |
Изготовить цветок Висенто Паласиоса, используя свойства центральной симметрии. |
|
||
|
|
Параллельный перенос |
Изготовление замка Эдварда Саливана, используя свойства параллельного переноса. |
|
||
|
|
Поворот |
Сложить орнаменты разных видов и вычислить угол поворота. |
|
||
|
Номера задач указаны из учебника «Геометрия 7-9» под редакцией Л. С. Атанасяна. |
|
||||
|
⇨: Экспериментальная
программа по геометрии с использованием оригами. |
|
||||
|
|
|
||||