|
Текстовые
труды IX Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», г. Омск, 27-29 марта
|
|
||
|
ОРИГАМИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ Бондаренко
О.В. г. Омск Изучение особенности условий социальной адаптации и
интеграции выпускников школы-интерната привело к необходимости
усовершенствования типовой программы по обслуживающему труду. Настоящая программа составлена с учётом возрастных и
психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Выявлен ряд специфических особенностей таких детей в познавательной,
личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении: повышенная истощаемость,
низкая работоспособность, незрелость эмоций, ограниченный запас общих
сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа,
несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Восприятие
характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживается недостаточность
словесно-логических операций. У этих детей страдают все виды памяти, необходим
более длительный период для приёма и переработки сенсорной информации. Основная цель программы: создание оптимальных условий для
развития коммуникативных знаний, умений, социального, эмоционального и
интеллектуального потенциала ребёнка, подготовка к самостоятельной жизни
ребёнка. Отличительной особенностью программы является её
разноплановость, что позволяет поддерживать постоянно растущий интерес
учащихся к урокам обслуживающего труда, даёт возможность ребёнку попробовать свой
творческий потенциал в разных направлениях трудовой деятельности, правильно
выбрать свою будущую специальность, профессию. Разработанная программа по обслуживающему труду для 5-9
классов коррекционной школы ориентирована на потенциальные возможности ребёнка
с отклонениями в развитии и имеет важное коррекционно-развивающее значение.
При обучении по этой программе дети приобретают элементарные трудовые знания
и умения. Важным моментом в программе является эстетическое развитие
подростка, формирующегося через его отношение к труду, как способ творческого
освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных
сферах действия и как неотъемлемый компонент общего образования и
эстетического развития. В программе выделены три основных направления: швейное
направление, вязание, декоративно - прикладное творчество. Введение этого
раздела необходимо для развития нравственно-эстетических начал. Виды работ:
макраме, изделия из природного материала, художественная вышивка, аппликация.
Одно из направлений - оригами. Программа опирается на достижения, прописанные
ранее в:
Оригами является универсальным способом образования,
особенно в условиях специальной (коррекционной) школы - интерната; его можно
прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитию
речи, математики, обучению грамоте. Складывание поделок, мыслительные задачи,
игры таят в себе дивный мир творчества, помогают проведению коррекционной
работы с детьми, имеющими недостатки в развитии - развивает психические
процессы, мелкую моторику рук, способствует воспитанию произвольного
поведения, социальной адаптации, развитию глазомера, помогает развивать
способности ребёнка в познании окружающего мира. Далее предлагаются разделы программы по обслуживающему
труду, связанные с оригами. 5 класс II четверть (42 ч.) ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3 ч.) Итоги работы за первую четверть. Ознакомление с планом
работы на вторую четверть. Повторение правил поведения и техники безопасной
работы в мастерской. Приведение в порядок помещения. Подготовка материалов и
инструментов. ОСНОВЫ ИСКУССТВА ОРИГАМИ (35 ч.) Изделия: изделия из бумаги, выполненные в стиле «Оригами». Технические сведения: Работа с ножницами, правила техники безопасности
при работе с ножницами. Способы соединения деталей в оригами. Условные
обозначения, условные знаки, термины, и приёмы скалывания, используемые при
работе. Основные правила оригамиста. Базовые формы: треугольник, воздушный
змей, блинчик, дом, водяная бомбочка, рыба, катамаран, квадрат, птица,
лягушка. Модуль. Модульное оригами. Умения: Выполнение фигурок по образцам и готовым изделиям (анализ
образца и план работы даёт учитель: последовательный показ с одновременным
объяснением приёмов складывания бумаги, соединения и разрезания деталей) Практические работы: Умение делать квадрат заданного размера. Разметка
полосок бумаги по линейке. Выполнение фигур по базовым формам. Изготовление
объёмных бумажных композиций, изготовление фигур по памяти, оформление
изделий. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЁ АНАЛИЗ (4 ч) Выполнение
работы по оригами
по предложенной схеме.
Модульное оригами. Количество
модулей 8. К концу 5
класса учащиеся должны
знать: основные приёмы
и принципы складывания фигур
по оригами, используемые термины и обозначения. Должны уметь: разбирать и складывать фигуры по схемам,
предложенные учителем, из журналов самостоятельно. 7 класс IV четверть (31 ч.) ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3 ч.) Итоги работы за третью четверть. Ознакомление с планом
работы в четвёртой четверти. Повторение правил поведения и техники безопасной
работы в мастерской. Приведение в порядок помещения. Подготовка материалов и
инструментов. «ОРИГАМИ - МОЗАИКА». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (8 ч.). Изделия: Работы, выполненные в технике «Оригами - мозаика». Технические сведения: Цветовой круг, цветовое решение, сочетание фона и
изображения. Орнамент в оригами. Составление орнаментов. Базовые формы,
используемые в «Оригами - мозаика». Модульное оригами. Умения: Освоение основ композиции. Сложение узоров в квадрате,
круге. Изготовление шестигранного модуля. Практические работы: Упражнения на развитие художественного восприятия
композиции, создания образа. Освоение навыков комбинаторики. Построение
орнамента на квадратной, круглой формах. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ «ОРИГАМИ - МОЗАИКА» (10ч.) Изделия: Панно в технике «Оригами - мозаика». Технические сведения: Свойства клея ПВА. Способы соединения модулей в
изделии (клеевой, безклеевой). Технологическая последовательность выполнения
панно в технике «Оригами - мозаика». Практические работы: Изготовление панно по выбору. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10ч.). Изделия: Работы в технике «Оригами - мозаика». Умения: Ориентировка в задании по рисунку, схеме, образцу. Анализ
изделия в процессе беседы и составление плана его изготовления. Оценка
качества изделия поэтапно и в целом. Практические работы: Составление рисунка, схемы работы. Составление
композиции. Выполнение работы в заданной технике по выбору. К концу 7 класса учащиеся должны знать: последовательность и
технологию выполнения работ в технике «Оригами - мозаика», «Объёмное
оригами». Должны уметь: изготавливать объёмные фигуры из бумаги, картины,
панно в технике «Оригами - мозаика», составлять композиции. Во время уроков по оригами учащиеся выполняют работы как
лично, так и совместно. Разрабатывают свои творческие способности. Используют
особые инструменты (линейки). На занятиях воспитанники становятся более
общительными; им прививаются культурные навыки в организации трудовой
деятельности. Я считаю, что оригами в учебном процессе коррекционной
школы очень благодатный материал, новое направление в работе, новые
возможности, новые технологии. Нужно пробовать, добиваться результатов,
обобщать опыт работы и исследовать его. |
|
||
|
⇦: Практическая направленность занятий оригами
в условиях школы-интерната |
|
||
|
|
|
||