Текстовые труды IX Сибирской конференции

«Оригами в учебном процессе»,

г. Омск, 27-29 марта 2008 г.

 

 

 

 

ОРИГАМИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Бондаренко О.В. г. Омск

Изучение особенности условий социальной адаптации и интеграции выпускников школы-интерната привело к необходимости усовершенствования типовой программы по обслуживающему труду.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Выявлен ряд специфических особенностей таких детей в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, незрелость эмоций, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций. У этих детей страдают все виды памяти, необходим более длительный период для приёма и переработки сенсорной информации.

Основная цель программы: создание оптимальных условий для развития коммуникативных знаний, умений, социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребёнка, подготовка к самостоятельной жизни ребёнка.

Отличительной особенностью программы является её разноплановость, что позволяет поддерживать постоянно растущий интерес учащихся к урокам обслуживающего труда, даёт возможность ребёнку попробовать свой творческий потенциал в разных направлениях трудовой деятельности, правильно выбрать свою будущую специальность, профессию.

Разработанная программа по обслуживающему труду для 5-9 классов коррекционной школы ориентирована на потенциальные возможности ребёнка с отклонениями в развитии и имеет важное коррекционно-развивающее значение. При обучении по этой программе дети приобретают элементарные трудовые знания и умения. Важным моментом в программе является эстетическое развитие подростка, формирующегося через его отношение к труду, как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах действия и как неотъемлемый компонент общего образования и эстетического развития.

В программе выделены три основных направления: швейное направление, вязание, декоративно - прикладное творчество. Введение этого раздела необходимо для развития нравственно-эстетических начал. Виды работ: макраме, изделия из природного материала, художественная вышивка, аппликация. Одно из направлений - оригами. Программа опирается на достижения, прописанные ранее в:

  • опытном учебнике для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома» (Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.)
  • программе «Мозаика» учебного объединения «Оригами» (Калашникова А.А., г. Енисейск)

Оригами является универсальным способом образования, особенно в условиях специальной (коррекционной) школы - интерната; его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математики, обучению грамоте. Складывание поделок, мыслительные задачи, игры таят в себе дивный мир творчества, помогают проведению коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии - развивает психические процессы, мелкую моторику рук, способствует воспитанию произвольного поведения, социальной адаптации, развитию глазомера, помогает развивать способности ребёнка в познании окружающего мира.

Далее предлагаются разделы программы по обслуживающему труду, связанные с оригами.

5 класс II четверть (42 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3 ч.)

Итоги работы за первую четверть. Ознакомление с планом работы на вторую четверть. Повторение правил поведения и техники безопасной работы в мастерской. Приведение в порядок помещения. Подготовка материалов и инструментов.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА ОРИГАМИ (35 ч.)

Изделия: изделия из бумаги, выполненные в стиле «Оригами».

Технические сведения: Работа с ножницами, правила техники безопасности при работе с ножницами. Способы соединения деталей в оригами. Условные обозначения, условные знаки, термины, и приёмы скалывания, используемые при работе. Основные правила оригамиста. Базовые формы: треугольник, воздушный змей, блинчик, дом, водяная бомбочка, рыба, катамаран, квадрат, птица, лягушка. Модуль. Модульное оригами.

Умения: Выполнение фигурок по образцам и готовым изделиям (анализ образца и план работы даёт учитель: последовательный показ с одновременным объяснением приёмов складывания бумаги, соединения и разрезания деталей)

Практические работы: Умение делать квадрат заданного размера. Разметка полосок бумаги по линейке. Выполнение фигур по базовым формам. Изготовление объёмных бумажных композиций, изготовление фигур по памяти, оформление изделий.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЁ АНАЛИЗ (4 ч)

Выполнение  работы  по  оригами   по  предложенной  схеме.   Модульное  оригами. Количество модулей  8.

К   концу   5   класса  учащиеся  должны   знать:  основные   приёмы   и   принципы складывания фигур по оригами, используемые термины и обозначения.

Должны уметь: разбирать и складывать фигуры по схемам, предложенные учителем, из журналов самостоятельно.

7 класс IV четверть (31 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3 ч.)

Итоги работы за третью четверть. Ознакомление с планом работы в четвёртой четверти. Повторение правил поведения и техники безопасной работы в мастерской. Приведение в порядок помещения. Подготовка материалов и инструментов.

«ОРИГАМИ - МОЗАИКА». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (8 ч.).

Изделия: Работы, выполненные в технике «Оригами - мозаика».

Технические сведения: Цветовой круг, цветовое решение, сочетание фона и изображения. Орнамент в оригами. Составление орнаментов. Базовые формы, используемые в «Оригами - мозаика». Модульное оригами.

Умения: Освоение основ композиции. Сложение узоров в квадрате, круге. Изготовление шестигранного модуля.

Практические работы: Упражнения на развитие художественного восприятия композиции, создания образа. Освоение навыков комбинаторики. Построение орнамента на квадратной, круглой формах.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ «ОРИГАМИ - МОЗАИКА» (10ч.)

Изделия: Панно в технике «Оригами - мозаика».

Технические сведения: Свойства клея ПВА. Способы соединения модулей в изделии (клеевой, безклеевой). Технологическая последовательность выполнения панно в технике «Оригами - мозаика».

Практические работы: Изготовление панно по выбору.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10ч.).

Изделия: Работы в технике «Оригами - мозаика».

Умения: Ориентировка в задании по рисунку, схеме, образцу. Анализ изделия в процессе беседы и составление плана его изготовления. Оценка качества изделия поэтапно и в целом.

Практические работы: Составление рисунка, схемы работы. Составление композиции. Выполнение работы в заданной технике по выбору.

К концу 7 класса учащиеся должны знать: последовательность и технологию выполнения работ в технике «Оригами - мозаика», «Объёмное оригами».

Должны уметь: изготавливать объёмные фигуры из бумаги, картины, панно в технике «Оригами - мозаика», составлять композиции.

Во время уроков по оригами учащиеся выполняют работы как лично, так и совместно. Разрабатывают свои творческие способности. Используют особые инструменты (линейки). На занятиях воспитанники становятся более общительными; им прививаются культурные навыки в организации трудовой деятельности.

Я считаю, что оригами в учебном процессе коррекционной школы очень благодатный материал, новое направление в работе, новые возможности, новые технологии. Нужно пробовать, добиваться результатов, обобщать опыт работы и исследовать его.

 

 

 

: Оригами для детей с ограниченными возможностями

:  Практическая направленность занятий оригами в условиях школы-интерната

(Огл. материалов Конф.)

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz