^

=

_

 

 

 

 

 

Из книг по оригами и близким направлениям

 

 

№ 173

 

 

 

 

Название

Оригами – чудеса из бумаги

Искусство оригами зародилось в Японии много веков назад. Сейчас оригами известно всему ми­ру. Любой человек может открыть для себя вол­шебный мир бумажных фигурок. Но особую ра­дость и пользу принесут занятия оригами детям, разовьёт их память, творческие и логические способности, а также художественный вкус, помо­гут воспитать внимательность и аккуратность, подготовят к успешному обучению в школе.

Собранные в этой книге модели являются ав­торскими, придуманные на занятиях оригами пе­дагогами и одарёнными детьми в ЦДТТ, во ДТДиМ, в летней школе одарённых и талантли­вых детей «Надежда» г. Ростова-на-Дону.

Подробные, мастерски выполненные схемы вкладывания, пояснительный текст сделают заня­тие оригами ярким и увлекательным.

 

 

 

 

Автор

Водяная Любовь Александровна,

Эм Галина Экмановна

 

 

Издатель

Ростов-на-Дону: Феникс

 

 

Год

издания

2008

 

 

Страниц

94 с.

 

 

Выпуск

3 000

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пять лет прошло с тех пор, как педагоги дополнительного образования центра детского технического творчества города Ростова-на-Дону основали Ростовское общество любителей оригами (РОЛОр).

Оригами, первоначально зародившееся в Японии как складывание различных фигурок из бумаги, за свою многовековую историю превратилось в целую науку и распространилось по всему миру. И это не случайно, так как сгибание является простейшей операцией с листком бумаги, которая не требует от человека каких-то особенных навыков, а только воображения.

Для чего же нужно оригами? «Для младших школьников занятия оригами — эффективное средство развития памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, речи; для педагогов — уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что напрямую связано с развитием интеллекта; для психологов — это одно из направлений арт-терапии, возможность оказания психологической помощи больному ребёнку посредством искусства; для логопедов — способ развития речи ребёнка.

Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая, кроме всего, и развитию эстетических чувств ребёнка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях». Такие выводы сделали авторы данного сборника, пропагандирующие это занятие в своей педагогической деятельности более 10 лет в кружках детского творчества города. В книге собраны авторские работы педагогов и их воспитанников — членов «РОЛОр».

Надеемся, что наша книга понравится поклонникам оригами, а также заинтересует и ещё неискушённых в этом искусстве людей.

 

P.S. Опять «еще неискушенные в этом искусстве» люди без буквы «ё». Кусачее какое-то занятие получается из оригами уже и в Ростове-на-Дону. До чего же ленивые издатели и почему к этому так равнодушно относятся авторы-педагоги? Не чуют в себе русского языка?

А в целом книга весьма знаменательна тем, что показывает пример подлинного объединения усилий оригамистов в пределах города-миллионика в деле совместного обнародования своих новых поделок-оригами.

Здесь у ростовчан можно как поучиться, так, м.б. и присоединиться (на конкурсной основе) к их новым книгам, если хорошо пойдёт дело с распространением.

А вот с последним всё не так просто.

Начнём с обложки, на которой представлены лебеди из «китайского» (я бы всё же уточнил, что «тайваньского» модуля). В книге сам модуль приведён, а вот схема складывания из него как лебедей с обложки, так и корзинок, примеров сервировки, кактусов, трёх фруктов, дракончика, пасхальных яиц, ещё двух лебедей уже с цветной вставки внутри книги нет (итого 8 фото, включая обложку, и, по крайней мере, дюжина разных моделей из китайского модуля). А сделать того же лебедя без схемы сборки даже для человека, освоившего начальный курс оригами – очень даже непростая задача. Уже получается, что читателя несколько ввели в заблуждение самым крупным изображением на обложке, самостоятельно получить которое (как и изображённые на 7 фото на вкладках), без множества утомительных и досадных проб и ошибок у него вряд ли получится.

Далее, две цветных вкладки по 4 листа. Должны, вроде бы, украшать книгу. Но, честно скажу, у меня такого впечатления не возникает. У большинства фото какой-то мрачный фон разных оттенков, создающий несколько угнетённое настроение. В ряде фото (Тюльпаны донских степей, Клематис, Повилика) вообще создаётся впечатление недостаточного освещения при съёмке (листья и стебли поделок с трудом различаются от фона). В качестве фона для Стрелиции использованы какие-то складки блестящей материи, собранные так, что это отвлекает внимание от предмета съёмки. В общем, деньги потрачены, включены в стоимость книги, но воодушевляют не столь сильно и порой не в том направлении, как бы это хотелось.

Потом, 1-ая страница полноцветная, а 4-ая страница обложки – просто пустует. Читай, здесь могли бы уместиться 6-8 фото с наилучшим качеством (с учётом плотности и качества бумаги для обложки), доступным для данной книги. Но эта возможность не использована. Кстати, сама обложка из плотной бумаги, но не целлофанирована, т.е., к примеру, в библиотеке быстро приобретёт довольно невзрачный потёртый вид. Для книги, которая в магазине продаётся за 239 р., это сейчас уже как-то не очень смотрится.

По тексту – рисунки обозначений оригами, начальных складок (origami base form) даны очень крупно, в том же масштабе, что и основные схемы. Здесь вопрос уже больше к издателям – кого они видели в качестве основных читателей данной книги?

Если тех, для кого это будет первая книга по оригами, то, боюсь, это со всех сторон не лучший выбор для такого читателя: книга в разы дороже, чем имеющиеся сборники классических моделей, при этом содержит в разы меньше поделок, причём некоторые поделки, включая обложку, просто завлекаловка, как их сделать, в книжке по сути ничего нет.

Если для более опытных оригамистов, которые уже освоили многие классические поделки и им хочется чего-то нового, то уделять столько места описанию приёмов и общеизвестных начальных складок, наверное, не совсем правильно.

Ещё одна сложность подобных сборников именно новых поделок – это сложность соблюсти какое-то единство стиля и направления книги. В данной книге явно преобладают цветочки, лебеди и коробочки. А вот «Крылатый ушан» Д.Проскурина (занимает 6 страниц и одно маловпечатляющее фото на вклейке) и его же «Крокодил» (4 листа и одно фото) выглядят здесь некоторым разночтением. У «Крокодила» вообще соотношения размеров больше напоминают коттедж с козырьком или танк, а не эту хорошо известную по рисункам рептилию.

Я бы так здесь ответил Дмитрию на его «творческое сообщение»: хочешь поделиться такими поделками с миром – участвуй в Конференциях, где печатаются схемы моделей (за счёт авторов и устроителей, кстати не так дорого выходит – как две-три шоколадки) и потом вешай себе на здоровье (и без опасений за своё авторство) их в сеть, благо сейчас столько возможностей это сделать бесплатно. Кстати, того же Ушана можно было бы подать в сети куда более выгодно – написать про него небольшую историю – о его повадках, образе жизни, почему именно вас он так заинтересовал, кучу фото на разном фоне сделать и пр. (в сети места много…). Хочется отдельную свою книгу сделать, где действующие лица хотят с молодым задором показать мохнатые когти, пощёлкать метровой челюстью, да так, чтобы ветер между клыков засвистал? Почему бы и нет. Напишите сценарий, где те же крылатые ушаны будут исполнять, скажем, роли морских пехотинцев, крокодилы – торпед (тем более, что Новороссийск недалеко). По ходу действия, м.б. ещё пару действующих лиц захочется сложить. Вот и боевик готов, извольте кушать, а заодно и руками ещё кое-что научиться делать.

А то получается как-то не по-мужски: скушал 11 с. книги (10 с. схем и одну полную стр. вклеек), буду ходить и гордо называть себя автором, а что будет с книгой, меня уже мало волнует. Человек молодой, времени ещё в жизни кажется с достатком, да и будущая специальность вряд ли видится тесно связанной с оригами. А для учителей-то твоих эта книга – м.б. единственная возможность в жизни была опубликоваться. Плохо будет распространяться – к следующей уже могут и не пригласить, а возраст такой, что долго ждать уже сложно. А на 11 этих страницах можно было бы как раз уместить и схемы сборки хотя бы пары поделок из китайского модуля. В России они до сих пор нигде не изданы, и это наверняка привлекло бы повышенный интерес, а не приводило бы к некоторой досаде и разочарованию тех, кто, взглянув на обложку, второпях купил эту книжку для того, чтобы научиться делать тех же лебедей и иже с ними из упомянутого модуля.

Некоторые вопросы вызывает исполнение слова «Оригами» и остальных слов названия на обложке книги. Здесь есть, несомненно, некоторая самобытность и свежесть прочтения, но общий дух получившегося изображения скорее индийский, а не японский или китайский. Да и прочитать такое название заметно сложнее. Что это – расчёт на то, чтобы привлечь внимание именно непонятностью, своего рода гомеопатия чтения? Ну что же, покупатели разберутся и проголосуют соответствующим образом и в этом вопросе. Вот только как тогда различить отклик на художества на обложке и на сами новые поделки внутри книги?

Напоследок ещё одно маленькое замечание: известную мастерицу, автора ряда статей, книг и учителя оригами г-жу Пудову из СПб зовут Валентиной Петровной (что легко уточнить в сети), возраст у неё весьма почтенный, поэтому если уж достаточно подробно (что я приветствую) указывать имена и отчества остальных авторов, то почему для Валентины Петровны сделано такое исключение? Или это просто похвала молодому творческому задору в её глазах? 

Впрочем, интересующихся оригами в России уже довольно много, и читателей, и издателей, а проявивших себя авторов – пока меньше, чем бы хотелось, так что авторы из славного города Ростова-на-Дону и издатели, надеюсь, друг друга ещё найдут и всё хорошее, что задумали, у них получится. С первого раза сделать так, чтобы было всё на 5+, конечно, крайне сложно.

В общем, ещё один пример, как не просто собирать книжки с новыми поделками оригами с привлечением нескольких авторов, у каждого из которых свои интересы и увлечения, и при этом не забыть ещё и про читателей с издателями…

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

                       ВВЕДЕНИЕ

3

 

 

 

                       АЗБУКА ОРИГАМИ — ЗНАКИ И ПРИЁМЫ

4

 

 

 

              Международные условные знаки

4

 

 

 

              Приёмы  складывания

9

 

 

 

Получение правильного треугольника

9

 

 

 

Получение правильного пятиугольника

10

 

 

 

Получение шестиугольника

11

 

 

 

Деление круга на пять равных частей

12

 

 

 

                       БАЗОВЫЕ ФОРМЫ

14

 

 

 

Треугольник

14

 

 

 

Воздушный змей

14

 

 

 

Дверь

15

 

 

 

Дом

15

 

 

 

Блинчик

16

 

 

 

Водяная бомбочка

16

 

 

 

Рыба

17

 

 

 

Квадрат

18

 

 

 

Катамаран

19

 

 

 

Птица

20

 

 

 

Лягушка

21

 

 

 

                       МИР ОРИГАМИ

23

 

 

 

Фейерверк (авт. - Проскурин Дмитрий, 12 лет)

23

 

 

 

Орнамент «Арлекин» (авт. - Эм Галина Экмановна) (подстаканник)

24

 

 

 

Подставка для фотографий «Сердечко» (авт. - Эм Г.Э.)

26

 

 

 

Волчок (авт. – Сирота Лидия Николаевна)

28

 

 

 

Тато «Классика» (авт. - Эм Г.Э.)

32

 

 

 

Тато «Цветок» (авт. – Видлога Николай)

35

 

 

 

Тато «Снежинка» (авт. - Эм Г.Э.)

36

 

 

 

Санбо «Крокодил» (авт. - Проскурин Дмитрий)

37

 

 

 

Крылатый ушан (авт. - Проскурин Дмитрий, 20 лет)

41

 

 

 

Попугай Кеша (авт. – Сирота Л.Н.)

47

 

 

 

Колесо фортуны. (Перепятько И.С.), Цветок-трансформер (Сирота Л.Н.)

50

 

 

 

Повилика (авт. - Эм Г.Э.)

53

 

 

 

Колокольчики (авт. - Эм Г.Э.)

55

 

 

 

Тюльпаны донских степей (авт. - Эм Г.Э.)

57

 

 

 

Тюльпан «Лидия» (авт - Сирота Л.Н.)

59

 

 

 

Стебель с листом (авт. – Пудова В.)

60

 

 

 

Фиалка (авт. - Эм Г.Э.)

62

 

 

 

Стрелиция (авт. - Водяная Л.А.)

65

 

 

 

Кампсисс (авт. - Водяная Л.А.)

68

 

 

 

Кореопсис (авт. - Водяная Л.А.)

72

 

 

 

Рябчик императорский (авт. - Водяная Л.А.)

76

 

 

 

Амариллис (авт. - Водяная Л.А.)

79

 

 

 

Мальва (авт. - Водяная Л.А.)

83

 

 

 

Лаватера (авт. - Водяная Л.А.)

86

 

 

 

Цветок клематиса (авт. - Водяная Л.А.)

88

 

 

 

Вика (горошек душистый) (авт. - Водяная Л.А.)

90

 

 

 

Физалис (авт. - Водяная Л.А.)

92

 

 

 

«Китайский» модуль (авт. неизв.)

94

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz