Оригами № 5(15) 1998

 

 

 

История бумаги

(отрывок из книги В. В. Богданова "Энциклопедия обыкновенных вещей " —

СПб: Химиздат, 1998, публикуемый с любезного разрешения автора)

 

До изобретения бумаги китайцы делали свои записи на камнях пещер, костях животных (надписи на гадальных костях, обнаруженные близ города Аньян, провинция Хенань, принято считать первыми историческими письменами Китая). А в V веке появились книги на шёлке.

В те времена для письма использовали дерево, бамбук и шёлк, причем на юге страны люди писали на бамбуке, а на севере — на дереве. Но стволы деревьев и бамбука были слишком тяжёлыми. Известный литератор династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) Дуфань Шо однажды написал для императора статью... на трёх тысячах древесных стволов, которые потом с трудом доставили во дворец. У шёлка был другой недостаток - он слишком дорого стоил. Поэтому старались использовать даже мелкие его обрезки. Их размачивали, вручную растирали между камнями, а затем полученную таким образом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность, например отшлифованную каменную плиту, и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица высыхала, превращаясь в лепёшку, на которой и писали. Одним из изобретателей бумаги считается Цай Лунь, придворный советник императора Хо, живший во II веке н.э.

Существует легенда, согласно которой бумагу изобрёл не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить его имя в тайне, а самого изобретателя, чтобы не выдал тайны получения бумаги, казнить. Для него была уготована почётная казнь: его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.

Цай Лунь предложил изготавливать бумагу из волокнистых растений с помощью каменной ступы, деревянного пестика и сита. Как на самом деле выглядел этот способ — сказать трудно, но, наверное, он был таким. С распространённого в Китае дерева шёлковицы срезали сучья, затем

 

 

снимали с них кору. Верхний тёмный слой коры очищали, а внутреннюю волокнистую часть размачивали в дожде­вой воде, затем рубили на мелкие части и толкли в ступе до превращения в кашицу, которую собирали в бочку и раз­бавляли водой. Мастер брал в руки сито и вычерпывал массу из бочки. Вода сте­кала, и на поверхности оставался ровный и тонкий слой волокнистой массы. Её опрокидывали на гладкую доску. Доски с

 

 

отливками укладывали в стопу одна на другую и прижимали грузом. Окрепшие под прессом листы сушили на солнце или в тёплом помещении.

Бумага, изготовленная таким способом, была лёгкой, прочной и удобной для письма, её стали изготавливать различных размеров, цвета, плотности и даже пропитывали особыми ве­ществами, которые отпугивали вредных насекомых; начали применять и бумажные деньги.

Изобретение бумаги способствовало появлению настоящих книг. Император Хен Сюань приказал писать только на бумаге и запретил употреблять для письма деревья. С тех пор бумага становится официальным материалом для письма, а в V — VI веках бумажные книги были рас­пространены по всему Китаю.

В течение многих лет китайцы хранили тайну изготовления бумаги. Потом через Корею тайна стала известна в Японии, где бумагу стали производить с VI века. Японцы довольно быст­ро превзошли своих учителей — им этот материал служил не только для письма, рисования и обёртки. Из промасленной бумаги делали окна, внутри домов устанавливали разные бумажные шторки. Если шёл дождь — можно было защититься зонтом из промасленной бумаги, а если бы­ло жарко — спасал бумажный веер. Носовые платки тоже были бумажными.

Другие страны бумаги не знали. Но случилось непредвиденное. В Туркестане не поделили что-то между собой два хана, и один из них обратился за военной помощью к китайскому импе­ратору. Этот необдуманный поступок не понравился арабскому халифу, который послал армию сразу против обоих ханов. В 751 году на реке Тал лас, недалеко от Самарканда, произошла битва. Несмотря на помощь китайцев, войско было разбито. Среди множества пленников оказались и китайские мастера, умевшие делать бумагу из волокон дуба, шёлковицы и льна. Так как этого сырья в достаточном количестве в Самарканде не было, то волокно стали из­влекать из бывших в употреблении тканейтряпья.

В Европе первой начала делать бумагу Испания, переняв искусство её изготовления у своих за­воевателей — арабов (это было в 1150 году). Через несколько десятков лет бумага появилась в Италии, потом во Франции, Венгрии, Германии, России, Голландии, Швеции. Интересно, что бу­мага "приходила" из одной страны в другую через равные промежутки времени — 50—100 лет. И везде она несла людям знания. Великий узбекский поэт, мыслитель и государственный дея­тель Алишер Навои назвал бумагу "крыльями, разносящими по миру мысли мудрецов".

В России бумага появилась немного позже, чем в других странах. Этот "заморский товар" она покупала более 200 лет. Старейший известный русский документ на бумаге — договорная грамота князя Симеона Гордого составлена в 1340 году, а старейшая рукописная книга на бумаге — "Поучения Исаака Сирина" относится к 1381 году. Бумага же собственного изготов­ления появилась в середине XVI века в царствование Иоанна Грозного, когда под Москвою на реке Уче построили первую "бумажную мельницу". Не случайно, что к этому времени относится и начало книгопечатания на Руси.

У каждой бумажной мельницы был собственный водяной знак, или филигрань, — своеобразная торговая марка предприятия. Его вышивали тонкой проволокой на металлической сетке, слу­жившей формой для ручного отлива бумаги. Затем сетку с жидкой массой, вынутую из бочки, вытряхивали, и на выпуклости оседало меньше волокон. На готовом листе бумаги это место просвечивало. Такой знак хорошо просматривался, и его трудно было подделать.

Развитие бумажное дело получило при Петре I, который, побывав за границей, задумал "во всякой губернии учинить бумажные заводы..., а на тех заводах велеть бумагу делать разных рук и величеств, сиречь александрийская, пищевая, почтовые, картузные, серые и синяя". В этих бума­гах была большая необходимость у государства. Например, александрийская бумага использова­лась для государственной переписки.

В 1714 году близ Петербурга по указу царя была заложена бумажная мельница, а через два года приехавшему осмотреть мельницу царю был преподнесён первый лист бумаги, на котором он не без гордости написал: "Сия бумага делана здесь на мельнице и мочно её зделать, сколько надобно в государстве, и тако не токмо во Франции подряжать".

Во второй половине XVIII века выделкой бумаги, кроме Москвы и Петербурга, слави­лись Ярославль и Калуга. При Петре I появилась и гербовая бумага, он ввёл своеобразный налог — так называемый гербовый сбор — через продажу особой бумаги. Устанавливалось три разбора (разряда) такой бумаги с изображением большого, среднего и малого орла.

Документы на покупку земель, крепостных людей, зданий могли оформляться только на бумаге с большим орлом.

 

 

Шли годы, росла потребность в бумаге, и сырья для неё стало не хватать. В начале XIX ве­ка в мире шла "великая битва" за тряпье. Разные страны по-своему искали выход из положения. Англия старалась покупать его в соседних странах, Франция, Бельгия, Голландия, Испания и Португалия не разрешали вывоз тряпья. В России был неплохо налажен сбор "утильсырья", в том числе и тряпья. Интересно, что первое в мировой истории упоминание о его сборе относится к началу XVIII века, оно содержится в указе Петра I: собирать в патриарших вотчинах изношен­ное холщовое платье.

Во многих странах существовали даже "чёрные рынки", на которых за это сырье платили большие деньги. Сбором и продажей тряпья бумажным фабрикам занимались тысячи бродяг, но всё равно его не хватало и предпринимателям приходилось пускаться на разные хитрости. Одно время в Нью-Йорке, чтобы купить книгу, нужно было не только оплатить её стоимость, но и сдать определённое количество тряпок. Издатели газет предлагали бесплатную подписку каж­дому, кто обязуется приносить обноски. Короче говоря, нужно было найти материал, который бы заменил тряпье.

Когда начались поиски сырья для бумаги, кто-то вспомнил, что ещё в 1719 г. французский физик, изобретатель термометра Р.Реомюр высказал мысль о том, что таким материалом может служить древесина. Он даже приводил в пример сооружение осами гнезд из кашицеобразной массы, которую они получают, измельчая древесину своими челюстями. Предположение учёно­го неоднократно подтверждали многие воодушевившиеся поклонники, но создать процесс, кото­рый годился бы для массового производства, сумел только в 1848 году немецкий переплётчик Фридрих Келлер. Он измельчал древесину на точиле собственной конструкции (оно получило название ручного дефибрера), смешивал её с тряпичной массой и получал хорошую плотную бумагу. Впоследствии вместо ручного дефибрера появился механический.

До того как Ф.Келлер начал истирать древесину на ручном точиле, учёные пытались изго­товить бумажную массу из древесного сырья химическими способами. Но это не удавалось — ведь точного представления о строении древесины не было.

Если рассмотреть любую часть растения под микроскопом, то можно увидеть мелкие, прочно соединенные между собой клетки — ячейки. Это и есть целлюлоза — основа раститель­ного тела. Она прочна, а её волокна легки и гибки.

Как только в середине прошлого века удалось выделить целлюлозу из древесины, с кустар­ным производством бумаги было покончено. Химия позволила извлекать из древесины наиболее ценный компонент — целлюлозу и облагораживать её. С помощью различных химических ве­ществ целлюлозе придают ту или иную степень белизны, прочности, а затем изготавливают из неё различные виды бумаги.

У бумаги много "профессий". Оглядите хотя бы свою квартиру. Полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, скатерти, полотенца, салфетки. А мебель? Сверкающая замы­словатым рисунком поверхность стола, створок шкафа — это лист бумаги, спрессованный с дре­весной стружкой. Бумага есть в одежде и обуви, в телевизоре и радиоприёмнике.

Ещё в прошлом веке на Всемирной выставке в Сиднее 1880 года показывали дом, целиком сделанный из бумаги. В этом бумажном доме было устроено несколько приёмов, во время кото­рых гости сидели на бумажных стульях и ели из бумажной посуды. У них была возможность по­любоваться фигурными карнизами, всевозможными украшениями и даже замысловатыми под­свечниками из бумаги.

Выпускают бумагу, которая не горит. Её делают из особых жароустойчивых стеклянных волокон. Изделия из такой бумаги выдерживают температуру до 1700 градусов и применяются, например, для фильтров на атомных электростанциях. Кроме того, эта бумага служит хорошим изолятором.

Специалисты создали не уступающий по прочности ткани бумажный материал (чтобы по­казать его возможности, из этого материала сшили свадебные туалеты для жениха и невесты), на котором можно рисовать карандашом и красками. Это очень удобно для художников — в отличие от обычного холста, карандашные наброски на новом материале легко стираются резинкой.

Делают бумагу, предназначенную особо для печатания архивных документов. Такая бумага сохраняет гибкость и не желтеет в течение 100 лет. О том, насколько нужна подобная бумага, свидетельствует, например, следующий факт: в национальном архиве США — 3 млрд. докумен­тов, 500 млн. уже пришли в негодность или повреждены в той или иной степени. Чтобы сохра­нить документы, их приходится печатать на бумаге высокого качества и хранить в особых ящи­ках с отслеживаемой температурой. Магнитные ленты и оптические диски оказались пригод­ными для хранения лишь части документов, а не для массового применения.

Есть бумага, которая растворяется в воде. Из неё можно делать, например, смываемые эти­кетки, растворимую обёртку, использовать в санитарных целях. Бумага, пропитанная особым составом, способна отпугивать насекомых, она также применяется для обёртки.

Особо следует сказать о бумаге копировальной. До широкого распространения компьюте­ров без неё не обходилась ни одна машинистка. Эта бумага появилась задолго до изобретения самой пишущей машинки. В 1806 году англичанин Р.Веджвуд запатентовал "устройство для по­лучения копий писем и документов". Он брал тонкую бумагу и пропитывал её синими чернила­ми, потом бумагу сушили между двумя листами "промокашки". Полученную копирку подкла­дывали под лист бумаги при письме и, естественно, получали написанное в нескольких экземп­лярах. Бумага понравилась не сразу, только в 1820—1830 годах изобретатель открыл в Лондоне предприятие по её изготовлению, а привычная нам копирка появилась гораздо позже — около 100 лет назад.

А можно ли получить копии, не подкладывая копирки? Да, есть и такая бумага. Вся хит­рость заключается в том, что та сторона, на которой пишут, обычная, а на обратной стороне нане­сены два тончайших слоя: первый — из особого каолина, а сверху — слой, состоящий из множе­ства крошечных микрокапсул. В каждой капсуле — капелька особой жидкости. В обычном со­стоянии жидкость прозрачна, но при соприкосновении с каолином она чернеет. Стоит подложить под такую бумагу обычный лист — и получите копию. Правда, особых преимуществ перед обычной копиркой такая бумага не имеет, а изготовить её совсем непросто, значит, и стоимость её высока.

Приблизительно 30 лет назад в одном из городов Европы артисты подали в дирекцию те­атра жалобу... на зрителей. В ней говорилось, что многие едят шоколад и конфеты во время представлений и так шелестят бумагой, что мешают играть. Убеждать зрителей не есть во время спектакля бессмысленно: всё равно найдётся хоть один сладкоежка, для которого конфета в кар­мане окажется интереснее самого замысловатого сюжета. Что делать? Была создана нешелестя­щая бумага — она настолько мягка, что не создаёт шума. О такой бумаге мечтали и работники радио и телевидения: очень неприятно, когда в эфире слышен шелест переворачиваемых страниц.

 

 

Бумага не только шелестит, она может и звучать. В этом легко убедиться, обернув зубья обычной расчёски тонкой папиросной бумагой — получится самодельная губная гармошка. Один музыкант сделал орган с бумажными трубами, пропитанными особым составом, и они стали издавать такой же звук, как и металлические. А труб было ни много ни мало 800.

Современная микроэлектроника создаётся в особо чистых производственных помещениях, где воздух фильтруется, а люди работают в белых халатах и шапочках. Стены, столы и оборудо­вание покрывают особыми материалами. И всё для того, чтобы не было пыли. Даже самая ма­ленькая пылинка, которая удобно "устроилась" на микросхеме, может вызвать замыкание. Для таких комнат и писчая бумага должна быть особой. Если проследить с помощью особых оптиче­ских приспособлений за обычным пером или шариком, скользящим по бумаге, то мы увидим шлейф пыли, остающийся в воздухе близ кончика пишущего инструмента, поэтому и создали бумагу, которая почти не даёт пыли, когда по ней "царапает" перо или шарик. На такой бумаге пишут как обычными, так и особыми ручками, которые меньше "дерут" бумагу.

 

 

В середине 60-х годов американцы подсчитали, что за всю жизнь "средне­статистический" житель их страны "по­требляет" 400 деревьев — это и мебель, и жильё, и спички. Немалая доля прихо­дится и на бумагу. Конечно, даже если учесть, что "аппетиты" американцев, как правило, выше, чем у остальных жителей планеты, а итоги проведённого расчёта чем-то напоминают "среднюю тем­пературу по больнице", всё равно цифра впечатляет.

 

 

Это ещё раз подтверждает всем известную истину — "зелёного друга" надо беречь.

 

 

:  Нам пишут

: Бабушка американского оригами

(Оглавление № 15)

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz